Монокль – изящный символ прекрасной эпохи

Вы здесь

28 Май 2020 - 14:59

Одним из "изящных" символов, прекрасной эпохи в жизни Европы конца 19 и самого начала 20 века, стал монокль. Монокль представлял собой одиночную оптическую линзу в тонкой оправе, нередко ему сопутствовал шнурок или цепочка, крепившаяся на лацкане или на пуговице пиджака. 

В моду этот оптический аксессуар, вошел вместе с пенсне, во второй половине 19 века, и дожил в массовом порядке до первой мировой войны. Носили его, как правило, только мужчины. Монокль был особенно популярен среди гвардейских офицеров, в первую очередь, немецких.

Некоторые исследователи полагают, что монокли получили наибольшее распространение в Германии и России. Правда, в нашем отечестве, монокли вышли из моды во время первой мировой войны, из патриотических соображений, ведь надо было, чем-то отличатся от воинственно настроенных "тевтонов". В первую мировую, прусак в остроконечной каске и с моноклем, стал героем ядовитых карикатур.

Кейтель в мококле

В германской армии, привычка к моноклю еще несколько десятилетий, сохранялась среди офицеров старой имперской школы. На знаменитом фото 1945 года, фельдмаршал Кейтель, подписывает капитуляцию Германии именно в монокле.

Монокль держали в жилетном кармане, а использовали, вставляя в глазную впадину, зажимая бровью и щекой, результат как говорится на лицо. Перекошенное из-за мускульных усилий лицо, приобретало совершенно особенное, брезгливо-высокомерное выражение. Такая снобистская "мина", в сочетании с безупречно выбритым подбородком, идеально ровным пробором, белоснежной манишкой и бриллиантовой булавкой в галстуке, стала карикатурным образом аристократа, взирающего с высока на "копошащихся в низу человечков". Особым шиком, считалось почти акробатическое искусство моментально ставить монокль и не вынуть его, а, резко расслабив мускулы, быстро выкинуть его из глазной впадины.

Булгаков в монокле

В истории нашего отечества, одним из последних любителей монокля, стал писатель Михаил Булгаков. Уже в советское время, получив свой первый гонорар в газете "Гудок", он приобрел на "толкучке" сей оптический прибор, и немедленно с ним сфотографировался. Эти фотографии, автор "Мастера и Маргариты", любил раздавать друзьям и знакомым. Похоже, что для Михаила Афанасьевича, монокль стал эпатирующим символом буржуазности, то есть скрытой советской оппозицией.