Образовательный апартеид. Молодежь дискриминируют по доходам и месту жительства

Вы здесь

2 Окт 2007 - 04:00

Российское образование окончательно переводится на коммерческие рельсы, а его качество продолжает падать. В результате бесконечных реформ средней и высшей школы Россия опустилась на 65-е место в мировом индексе развития человеческого потенциала — на строчку ниже Ливии

Высшее образование в России окончательно переводится на коммерческие рельсы. Вопреки заверениям чиновников, только за последние три года количество бесплатных мест в вузах сократилось на 25%. Об этом заявил на прошедшей в Москве в минувшие выходные всероссийской педагогической конференции «Реформа образования: мифы и реальность» первый зампред комитета Госдумы по образованию и науке, председатель общественного движения «Образование для всех» Олег Смолин. По его данным, в 2007-2008 учебном году бюджетники составили уже менее 40% от общего числа российских студентов, в то время как, например, в Германии за счет бюджета учатся 90% студентов. Дальнейшей коммерциализации российского образования, по мнению педагогического сообщества, послужит и грядущая «принудительная бакалавризация» высшего образования. За ее насаждением стоит стремление государства сократить и без того сужающийся сектор бесплатного образования, убеждены педагоги. А результатами станут падение качества образования и рост «образовательного апартеида», пишет Газета.Ru.

Реформы образования, которые были призваны повысить его качество и улучшить положение преподавателей и учащихся, проводятся «без должной научной и теоретической проработки», цитирует резолюцию, принятую участниками конференции, «Российская газета». В перспективе, отмечает издание, нам грозит «сокращение объемов образования, расслоение общества из-за невозможности платить за учебу, ликвидация небольших школ».

Между тем министр образования и науки Андрей Фурсенко считает, что государство, тратя средства на бесплатное обучение студентов, «участвует в обмане», т.к. многие выпускники не могут устроиться на работу по специальности. В Министерстве заявляют, что в стране сейчас наблюдается переизбыток специалистов, работающих не по той профессии, которую они получили при обучении. Подсчитав количество выпускников школ, в министерстве пришли к выводу, что абитуриентов будет на 9% меньше, чем в прошлом году.

По словам Олега Смолина, для сферы образования ликвидированы налоговые льготы, существующие во всем мире. Зарплата работников образовательных учреждений России «просто стыдно низкая по сравнению с другими государствами», добавил вице-президент Российского союза ректоров Геннадий Рогов. При этом расходы на образование в 2009 году увеличатся только на 1%, что не поспевает за ходом инфляции.

Кроме того, с запуском нацпроекта «Образование» чиновники стали делить целые регионы на «отсталые» и «эффективные» и финансировать в зависимости от категории, отметил депутат Госдумы Александр Лебедев. В результате, по данным депутата Госдумы Сергея Глазьева, «степень финансирования школ по регионам уже различается десятикратно: например, Москва и Северный Кавказ — в 40-50 раз». «Дискриминация детей в зависимости не только от финансового состояния родителей дополнилась дискриминацией по месту жительства, — заявил он. — Началась деградация школ подавляющего большинства российских регионов».

Не устроило участников форума и качество образования. Президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков подверг резкой критике единый государственный экзамен (ЕГЭ). Ученики выпускных классов школ, говорили на конференции, не столько изучают историю, физику, биологию и другие предметы, сколько обучаются приемам распознавания уловок в ЕГЭ и аккуратному заполнению бланков. Такой подход, считает Комков, не только отсеивает людей с творческим мышлением, но и ведет к оглуплению нации.

Не меньше опасений, отмечает «Российская газета», вызывает и стремление некоторых чиновников уменьшить количество и объемы преподаваемых школьникам дисциплин. Без образования, считают все участники конференции, у России нет будущего.

Результатом выбранного курса реформы образования стало, по мнению участников конференции, заметное падение показателей индекса развития человеческого потенциала России: с 32-го места в 1992 году Россия переместилась в 2007 году на 65-е место в мире (64-е место занимает Ливийская Джамахерия). «Сегодняшние процессы в образовании, науке и культуре — национальная катастрофа», — подытожил обсуждение член-корреспондент Российской академии образования Александр Абрамов.

Материал подготовлен службой информации Point.Ru