Огни городской окраины

Вы здесь

8 Фев 2007 - 03:00

Фестиваль "Эйфория Каурисмяки" словно цирк-шапито путешествует по городам СНГ с ноября 2006 года. Время было выбрано не случайно. 4 апреля (в этот же день, кстати, родился Андрей Тарковский) текущего года Аки Каурисмяки отпразднует 50-летний юбилей. Кроме того, в России недавно издана книга о режиссере – "Последний романтик" Андрея и Елены Плаховых. Ну а изюминкой ретроспективы финского кинематографиста является его новая работа "Огни городской окраины".

 

Сам Каурисмяки настаивает на том, что эта картина завершает трилогию, начало которой было положено фильмами "Вдаль проплывают облака" и "Человек без прошлого". Первый повествовал о безработных, второй – о бездомных. Теперь невеселый триптих дополнила лента об одиноких. Точнее будет сказать, что "Огни городской окраины" – это решенная в минималистичной манере шемящая зарисовка о неустроенности жизни обитателей спальных районов Хельсинки.

 

Каурисмяки выступает в роли гида по миру прокуренных забегаловок, мрачных ночлежек и заброшенных пустырей финской столицы. Тем временем сценарий драмы пишет местный бандит, называющий себя бизнесменом. Чтобы обчистить ювелирный магазин в торговом центре, он подсылает к его охраннику – замкнутому романтику Койстинену – свою содержанку. Та очаровывает Койстинена, выведывает у него секретные коды от замков магазина и, усыпив, крадет связку с ключами. В итоге получается идеальное ограбление, в пособничестве которому полиция подозревает охранника. Но главный герой не спешит давать показания против той, которую считает Дамой Сердца…

 

Для тех, кто хорошо знаком с творчеством Каурисмяки, фильм "Огни городской окраины" станет очередным подтверждением его самобытного таланта. Те же, кто раньше не соприкасался с работами любимчика экуменического жюри Каннского фестиваля, имеют отличную возможность начать "изучение" его авторского киноязыка. По благозвучию это наречие сравнимо с неспешным говором фильмов Отара Иоселиани и в чем-то перекликается с выверенными высказываниями приятеля Каурисмяки Джима Джармуша.

 

Его Финляндия – своего рода автономия, крайне редко пересекающаяся со стереотипной страной Nokia, Lordi и Finnair. Цветовая гамма его последних картин будто бы позаимствована из старинных диафильмов. Его герои могут выкурить в кадре больше сигарет, чем произнести слов, и останутся при этом органичными. Встречайте – Аки Каурисмяки! Целых 11 дней в Минске гостят его фильмы.

 

Виктор Поздняков, telegraf