Более действенный метод борьбы со страхом перед публичным выступлением

Вы здесь

17 Авг 2006 - 04:00
Более действенный метод борьбы со страхом перед публичным выступлением

Навыки публичного выступления востребованы повсюду: начиная от семинара по истории и зачета по литературе и заканчивая защитой серьезного бизнес-проекта. Говорить убедительно и на публику - занятие не из простых, оно требует базовых знаний. Только существует одна проблема: государственным образовательным планом курсы риторики и ораторского мастерства не предусмотрены. Как быть?

Конечно, можно изобретать велосипед в семнадцатый раз и до многого доходить интуитивно. А можно познакомиться с основными правилами публичного выступления и уж потом оттачивать мастерство на практике. За экспертным мнением мы обратились в центр "Харизма", где с основными правилами публичного выступления нас познакомила бизнес-тренер Ольга Терещенко.

- С чем связан страх перед аудиторией?

- Психологи считают, что страх перед публичным выступлением стоит на втором месте после страха смерти. Одно из мнений заключается в том, что этот страх идет из древнего страха "быть отвергнутым стаей". Если человека отвергала стая, он становился беззащитным.

- Как его побороть?

- Не нужно стараться его победить. Чем сильнее вы будете с ним бороться, тем сильнее он будет бороться с вами и в результате победит. Со страхом нужно подружиться. Часа за два до выступления нужно говорить себе: "Все, жизнь кончена, все пропало", "Если мне поставят тройку, я застрелюсь". То есть нужно довести страх до абсурда, и он пройдет. Волноваться перед выступлением нужно - это нормально. Нужно разрешать себе бояться! Только страха не должно быть слишком много. Вспомните ситуацию, когда вам удавалось быть сильным, несмотря на страх, и вы переживите эту ситуацию внутренне. От этого вы ощутите себя сильным, и страх пройдет. Публичное выступление должно приносить тот же кайф, что и прыжок с парашютом или полет с горы на горных лыжах: страшно, но приносит удовольствие.

- Какой в идеале должна быть красивая, правильная, убедительная речь?

- К любому выступлению обязательно нужно готовиться. Во-первых, нужно понять, что ты хочешь сказать, должна быть идея. Во-вторых, нужно создать структуру: понять, из каких блоков будет состоять ваше выступление, и только потом начинять эти блоки информацией. В-третьих, нужно установить контакт с аудиторией. Очень важно, чтобы аудитория эмоционально приняла оратора. Для этого обязательно нужно сохранять контакт глаз - нужно смотреть в глаза всем. И не думайте, что это невозможно! Речь хорошего оратора богата интонационно. Она не льется, как ручеек, она бежит, как горная речка: то водопадом, то тихо и спокойно. Это законы восприятия человеческого внимания: мы устаем от монотонности. Если мы хотим, чтобы нашу речь услышали, мы должны держать внимание аудитории. Для этого в речь нужно вносить разнообразие. Важные моменты можно выделить с помощью пауз. Хороший оратор говорит не всегда - он периодически делает паузы. - Как постоянно держать внимание аудитории?

- Если внимание пошло на спад, аудиторию нужно будить. Можно сделать долгую паузу (до 30 секунд) - все проснутся. Можно изменить тембр речи: начать говорить тише или громче. Можно задать вопрос - он включает аудиторию. Можно резко поменять тему, свернуть куда-то, рассказать анекдот. Потом спросить, к чему же он был рассказан именно здесь и сейчас (особенно если он вне темы). Все срочно начинают думать и потом понимают, с какой целью он был рассказан на самом деле. Нужно переключать каналы восприятия: если аудиальный канал перегружен, то нужно показать яркую картинку.

- Как быть, если речь нужно произносить экспромтом?

- Лучший способ - начать задавать аудитории вопросы. Отвечать на вопросы всегда легче, чем просто вещать.

- Нужно ли двигаться во время выступления? Как работать с мимикой и жестами?

- Поведение оратора должно быть естественным: аудитория хочет видеть перед собой яркую индивидуальность. Нужно показывать себя таким, какой ты есть. Чем меньше у оратора опыта, тем тщательнее ему нужно готовить речь (прописывать ее вместе с паузами и вопросами к аудитории), репетировать дома перед зеркалом. Держать себя свободно проще, если не тратить энергию на то, чтобы вспомнить текст. Нужно подготовиться, а потом все забыть и вести себя естественно.

- А что делать, если тема совсем не интересует выступающего?

- Брать не нужно такую тему! А если уж так случилось, то придется эту тему полюбить. Чем больше увлеченности в глазах самого оратора, тем больше внимания со стороны аудитории.

- Какие существуют антиправила публичного выступления? Чего ни в коем случае нельзя делать ни при подготовке, ни при выступлении?

- Нельзя противопоставлять себя аудитории. "Каждый из нас не раз сталкивался", "Мы все с вами знаем" - эти фразы включают слушателей. Важно понимать, что никто в аудитории не желает вам зла: если люди пришли, значит, они хотят не зря потратить свое время. Ваша же цель не доказать что-то, а просто донести свою точку зрения. Если же в аудитории появляется саботажник, "проблемный клиент", то ни в коем случае нельзя с ним спорить. Если вы вступите с ним спор, вся аудитория воспримет это как противопоставление себе в целом. Нужно поблагодарить за вопрос, пообещать над ним подумать, можно переадресовать его аудитории.

- А если вся аудитория настроена негативно...

- Нужно проговорить ее опасения. К примеру: "Я ничему не буду вас учить, мы просто вместе подумаем над этим вопросом". Огромный козырь оратора - это искренность: в открытую душу никто не бросит камень. И чем больше оратор говорит от себя, тем он интереснее. Чем безличнее наша информация, тем меньше интересует она других.

- Нужно ли подстраивать язык под аудиторию?

- Всегда нужно адаптировать свою речь под восприятие тех, перед кем ты выступаешь. Любое выступление должно быть передано простым нормальным доступным языком. Обязательно в речи должны быть образы и метафоры, потому что человек воспринимает все образно. К примеру, технику продаж на тренинге мы объясняли на бытовых примерах: "Как заставить мужа купить сапоги", "Как заставить ребенка сделать уроки".

- Какие виды деятельности способствуют развитию навыков публичного выступления?

- Студенческий КВН учит не бояться большой аудитории, театральные кружки. И, конечно, всевозможные доклады, защиты проектов. Должно быть как можно больше практики! О необходимости практики говорил еще Дейл Карнеги (идеолог американской мечты): "Страх является следствием неуверенности, неуверенность вызвана незнанием того, на что вы способны, а это незнание - результат недостатка опыта. Поэтому - практикуйтесь". Вопрос в том, где бы попрактиковаться в публичном красноречии, думаю, неактуален. Хотя если вам недостаточно практики в рамках образовательного процесса - играйте в дебаты. Там вам придется на глазах у изумленной публики, судей и недружелюбно настроенных соперников грамотно и красиво отстаивать свою позицию (какой бы она ни была: "Запретим носить короткие юбки" или "Необходимо пересмотреть итоги приватизации"). Сейчас эта образовательная технология развивается в НГУ, НГПУ, СибАГСе и многих школах города. Так что главное - захотеть чего-нибудь, а там уж обязательно что-нибудь получится.

Александра СОРОКОВИКОВА, "Студенческий город"

Настоящие правила настоящего оратора

  1. Постоянный эмоциональный контакт с аудиторией.
  2. Структура. Людям нужно по полочкам изложить информацию (как книжки в библиотеке).
  3. Соблюдение закона композиции. Во вступлении нужно рассказать, О ЧЕМ я хочу сказать, потом нужно сказать то, ЧТО я хочу сказать (основная часть), в заключении нужно повторить то, что я УЖЕ сказал. Таковы законы человеческого восприятия.
  4. Эмоциональная насыщенность и образность речи. Лучше всего мы запоминаем то, что нас увлекает эмоционально, поэтому следует использовать яркие, интересные примеры, метафоры, образы.
  5. Поддержание внимания. Чем богаче речь интонационно и эмоционально, тем меньше захотят спать слушатели.
  6. Никогда не читать! Можно сделать себе краткий конспект и изредка подглядывать в него, но зачитывать свое выступление нельзя.