Гарем - гнездо разврата или монастырь?

Вы здесь

11 Авг 2006 - 04:00

Все познания среднестатического славянина о том, что такое “гарем” базируются преимущественно на псевдоисторических фильмах об Анжелике, Роксолане и бессмертном боевике всех времен и народов - “Белое солнце пустыни”. Но изображенное в них “житие гаремное” соответствует действительности еще меньше, чем перипетии, изображенные в этих киноопусах реальным историческим фактам. 

 

Главный миф о гареме

 

Первая ошибка, которая почему-то очень крепко засела в наших умах - святая уверенность в том, что гаремы, характерны исключительно для мусульманских народов. Ну не правда, это. Разве что у нас “любимая” жена называлась “официальной”, а остальные... да бог с ними, кто как хотел, так и называл. Кто “гаремом”, кто “любовницами”. На самом же деле, гаремы появились задолго до возникновения ислама.

 

Царь Соломон, если верить историческим источникам, уж не знаю каким образом, умудрился завести себе 700 жен и 300 наложниц (говоря словами прямолинейной и циничной женщины - любовниц). Я не знаю, откуда у него столько сил, да и не исключаю, что добрая половина этого гарема так за всю жизнь ни разу и не дождалась от своего господина великой милости в виде доступа к его телу.

 

Не уступал Соломону и наш киевский князь Владимир. Согласно свидетельствам летописца Нестора у Владимира были: жены... Рогнеда (от нее у князя было четверо сыновей: Изяслав, Мстислав, Ярослав, Всеволод и двое дочерей), гречанка родила Святополка, чехиня - Вышеслава, еще одна жена - Святослава и Мстислава, а болгарыня - Бориса и Глеба.

 

Дальше, как на мой женский ум цифры идут из области фантастики, так что закуривайте... Итак у Владимира было 300 наложниц в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове. Но и это не все, в летописи об этом энерджайзере, который по-видимому питался одним женьшенем говорится: ”И был он ненасытын в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц”.

 

Правда, с принятием христианства князь свой гарем распустил... официально. Говоря иными словами, он просто перевел его на нелегальное положение. Ну, кто из нас не знает, что монархи держали при дворах целые гаремы из придворных дам и фрейлин? Эдакий себе женский батальон, который по первой же команде готов был обслужить покровителя по высшему разряду и даже с надлежащей долей обожания в глазах. Куда уж там восточным одалискам.

 

Публичный дом или Институт благородных девиц?

 

Поговаривают, что не отличались глубокой моралью и православнейшие российские императоры. У них был свой, почти легальный гарем, замаскированный под “институт благородных девиц”. Тот самый, чье помещение из “гнезда монаршего разврата” превратилось в “сердце революции”.

 

Но вернемся к нашим гаремам. Все-таки, как ни крути, а факты - штука упрямая. И не смотря на то, что гаремы были и у нас, наиболее прочно они прижились именно на Востоке.

 

 “Харам” - запретное

 

Традиционный гарем (от арабского “харам” - запретное) означает не что иное как женскую половину (“харанлик”) мусульманского дома. Доступ в харанлик имел только господин и его сыновья. Для всех остальных женская часть дома - строгое табу.

 

Постриг... в гарем

 

 Для того, чтобы переступить порог гарема, рабыня проходила своеобразную церемонию посвящения. Кроме проверки на невинность девушка в обязательном порядке должна была принять ислам. Если мужчинам при этом делали еще и обрезание, то женщине было достаточно произнести ритуальную фразу: “Нет Бога кроме Аллаха, и Магомет пророк его”.

 

Вхождение в гарем во многом пародоксально напоминало ...пострижение в монашки. Удивительное сходство гарема с монастырем отмечали и многие европейские наблюдатели.

 

“Карьерная лестница”

 

На сегодняшний день известно, что самым большим был стамбульский гарем Дар-уль-Сеадет. Численность обеспечивалась тем, что все женщины в гареме были рабынями, свободные турчанки туда не попадали. Наложниц в этом гареме называли “одалик”, чуть позже европейцы добавили к слову букву “с” и получилось “одалиска”. Из числа одалисок султан выбирал себе до семи жен. Те, кому повезло стать “женой” получали звание “кадын” - госпожа. Главной “кадын” становилась та, которая умудрилась родить первенца. Но даже самая плодовитая “кадын”, которая занимается решением демографических проблем страны без перерыва на обед, так никогда и не дождется почетного звания “султанша”. Султаншами могли называться только мать, сестры и дочери султана.

 

Чуть ниже на иерархаричной лестнице стояли фаворитки - “икбал”. Эти женщины получали жалование, собственные аппартаменты и личных рабынь. Фаворитки были не только умелыми любовницами. Они были ой как важны в решении политических вопросов. Именно через “икбал” (при посредничестве евнухов, разумеется) за определенную мзду можно было выйти непосредственно на самого султана, обойдя бюрократическую карусель.

 

Ниже “икбал” стояли “конкубины”. Этим барышням повезло несколько меньше. Не те условия содержания, не те привилегии. У “Конкубин” был только один шанс подняться по иерархической лестнице - родить ребенка. А задача крайне не простая. Во-первых, если в гареме до тысячи наложниц, то легче дождаться у моря погоды, чем святого таинства спаривания с султаном. Во-вторых, даже если султан и снизойдет, то совсем не факт, что осчастливленная наложница обязательно забеременеет. И уж тем более не факт, что ей не организуют выкидыш.

 

Если же, не смотря на все интриги и козни одалиска умудрялась сохранить беременность и не позволить угробить дитя во время “неудачных родов”, она автоматически получала свой личный штат рабынь, евнухов и ежегодное жалование “басмалик” (на туфельки, прим.авт.).

 

 Была в гареме и та прослойка, которой посчастливилось лично прислуживать султану - “недиклики” (привилегированные). Намного ниже стояли танцовщицы и рабыни, в обязанности которых входил контроль за одалисками. Но вот как раз у самой нижней прослойки гарема был шанс хоть на какую-то, но все же личную жизнь.

 

После нескольких лет безупречной службы и обожания в глазах им находили мужа, или же, выделив средства на небедную жизнь, невольниц отпускали на все четыре стороны.

 

Что такое “гэздэ”?

 

 Помните знакомое “девочка-девушка-женщина...”? Так вот путь по карьерной лестнице гарема начинался лет в 13, если не раньше. Одалиска автоматически превращалась в “гэздэ” (удостоенную взгляда), если султан хоть как-то - взглядом, жестом или словом выделил ее из общей толпы.

 

А евнухи ли?

 

Кроме старых проверенных и неимоверно верных рабынь за наложницами следили евнухи. В переводе с греческого “евнух” означает “хранитель ложа”. Попадали они в гарем исключительно в виде надзирателей, так сказать, для поддержания порядка.

 

Почему-то бытовало мнение, что мужчины, де-юре все еще оставаясь в мужском теле, но де-факто утратившие мужское начало, как нельзя лучше подходят на роль надзирателей в женской массовке. Существовало два типа евнухов. Одних кастрировали еще в раннем детстве и вторичные половые признаки у них напрочь отсутствовали - не росла борода, был высокий, мальчишечий голос и полнейшее невосприятие женщины как особи противоположного пола. Других же, кастрировали в более позднем возрасте. И вот тут то все и начиналось... как говорится, приехал поручик Ржевский и начался та-а-акой разврат!

 

Неполные евнухи (а именно так назывались, кастрированные не в детстве, а в отрочестве), очень даже смахивали на мужчин, имели самый что ни на есть низкий мужской басок, жиденькую растительность на лице, широкие мускулистые плечи, и как ни странно, половое влечение.

 

Разумеется, удовлетворять свои потребности естественным путем, евнухи не могли, просто в силу отсутствия необходимого для этого прибора. Но как вы понимаете, когда речь идет о сексе или выпивке, полет человеческой фантазии просто безграничен...

 

Да и одалиски, которые годами жили с навязчивой мечтой дождаться взгляда султана, особо харчами не перебирали. Не из кого было перебирать.

 

Елена Полюхович

shpilka.for-ua.com