Свой бизнес я начала в пять лет! Громко сказано? Но для меня гордо и с самыми теплыми воспоминаниями в моей жизни. Было это в самом нежном детстве, когда в школу еще рано, а в детский сад уже не так страшно ходить и можно отпроситься. Летом родители вообще делают каникулы, как только наступают первые теплые деньки. Так было и в моей истории.
Бабушка жила в «уроке» езды от нас. На самом деле, ехать к ней нужно было трамваем, ровно 45 минут, если по пути не случится аварий, объездов или оборванных проводов. Причем, в отличие от нашей многоэтажки, ее уютный частный дом с небольшим двориком в 6 соток находился почти в самом центре города, возле церкви. Живописный переулок, по которому нужно было пройти от трамвайной остановки до двора, напоминал город дореволюционных времен.
По обеим сторонам переулка встречались очень старые дома, с коваными дверями, которые уже сильно подкосило время и осадки. Бабушкин двор от самой калитки напоминал райский сад. Виноградные арки, пышные кусты пионов, разноцветие тюльпанов, роз и георгин, которые в мои пять лет казались мне огромными цветущими деревьями. К слову, я до сих пор не могу свыкнуться с мыслью, что эти цветы в самом смелом варианте едва дотягиваются мне до пояса.
Этот райский сад начинал цвести ранней весной с пролесков и подснежников с первоцветами, которые бабушка привезла с собой со своей лесной родины, и заканчивал огоньками хризантем, которые почти до Нового Года пробивались из-под снега. Лето, без сомнения , было самым красивым временем года для бабушкиного двора. Я до сих пор удивляюсь, как у бабули на всю эту красоту хватало сил и терпения.
Кроме цветущих аллей и клумб на крошечном участке органично помещалась душистая молодая яблоня белого налива, которая радовала нас каждый год огромными белыми плодами, районированный персик, угощавший всю большую семью сочными и очень сладкими плодами с прозрачной беловатой кожурой. С ними гармонично соседствовали старый , но очень вкусный и плодовитый абрикос, зимняя яблоня, белая и синяя сливы, очень вкусная и совсем не кислая вишня, а также кусты гигантского крыжовника, красной и черной смородины и заросли малины под самым забором.
Конечно, любимым моим уголком этого рая была грядка с клубникой, которую бабушка всячески защищала от моих набегов. Нет, она не жалела ягод, которые я и так съедала каждое утро, она защищала хрупкие растения от моей неуемной энергии. Такой же неприкосновенностью пользовались помидорный участок с гигантскими кустами красных сливок и килограммовых «бычьих сердец» (так назывался любимый сорт розовых помидоров) и хрупкая грядка укропа с петрушкой.
Именно эти две грядки и шпалера с удивительной красоты кабачками под названием «лагинария», служили нам с бабушкой основным «товаром» для нашей маленькой торговли. Дело в том, что совсем рядом с домом, буквально за калиткой через дорогу находился старый рынок. В глубине частного сектора, в тени трех огромных кленов располагались старые каменные прилавки, металлические навесы, покрытые огромным слоем разновозрастной краски, и деревянная с резными наличниками дирекция рынка, где редкие продавцы брали в аренду весы с гирями.
Это на тот случай, если кому-то приходилось продавать картошку, яблоки или какие-то другие весовые продукты. Каждый вечер, кроме воскресенья на понедельник, мы с бабушкой начинали подготовку к своему торговому дню: собирали помидоры по калибру и степени зрелости, нарывали полный таз петрушки и укропа, вязали все аккуратными пучками простыми катушечными нитками.
Это был наш постоянный летний товар, к которому бабушка могла добавить цветы в случае каких-то праздников или просто их наличия, абрикосы, яблоки и сливы в случае избытка, а также вишни, огурцы, и пучки для консервации, в которые входили вишневые, смородиновые листья, хрен, зонтики укропа и «торгун», он же по научному эстрагон.
Рано утром, на рассвете, дедушка выносил весь наш скарб на ближайший прилавок, и начиналась бойкая торговля. Естественно, я задавала миллион вопросов, на которые получала очень ценные ответы. Например: почему цветы мы выносим только перед праздниками, а помидоры и огурцы хорошо продаются вместе с «букетами» для консервации, и почему зелень мы вяжем тремя видами пучков: укроп, петрушка и укроп плюс петрушка?
Причем, третий вариант продавался самым первым, хотя стоил столько же, сколько два предыдущих. Угадайте, за какое время нам удавалось продать все, до последнего цветка и помидора? При хорошей погоде – максимум за два часа! Это сейчас я понимаю, что все бабушкины торговые секреты базировались на принципах маркетинга. Ведь она хорошо знала потребности соседей, а соседи прекрасно знали качество ее продуктов.
Кроме того, бабушка, что называется, предоставляла удобные и комплексные наборы овощей, которые было приятно покупать, удобно транспортировать и вкусно есть. Конечно, бабуля даже слова такого «маркетинг» просто не знала, и знать не могла, зато основными его принципами владела в совершенстве.
Если бы молодость знала…
Следующее мое знакомство с секретами продаж произошло уже в более зрелом возрасте, когда мы с подругами решили «подняться» на художественном валянии. Для непосвященных это дело можно смело и просто отнести к рукоделию, хотя на европейский лад его давно прозвали «hand-made». Кто бы мог подумать, что в 21 веке в моду вернутся валенки!?
Да, не совсем такие валенки, к каким мы привыкли в детском саду, с глянцевыми резиновыми галошами. Теперь валенки – предмет высокой моды и продукция дорогих брендов. Ибо, как все натуральное они нынче в цене, в тренде и совершенно в другом исполнении. А к валенкам придумали тот же войлок пустить на производство уникальных сумочек, кардиганов и пиджаков, а так же шарфиков и шапочек. Мы с подругами растерялись с чего начать.
И нет бы – сосредоточиться на детских валеночках, пинетках, женских сумочках или шарах, так нет же – ринулись покорять именно обувной рынок. Только одна из наших партнеров Ольга, все-таки угадала рынок и сосредоточилась на сумочках, кошельках , шарфиках и других интересных предметов женского гардероба. Но большинство коллектива проголосовало за валенки.
Работа закипела. Мы все валяли, расшивали, подметывали, кроили и наконец, попытались продать наше произведение искусства. Тот факт, что от образцов дорогих брендов наши валенки разительно отличались и далеко не в лучшую сторону, мы решили обыграть как «режиссерскую задумку» и назвали это «ручной работой». Идея помогла только нашему самолюбию, но никак не реализации товара. Валенки не продавались.
В итоге, пришлось носить наши шедевры самим и раздарить по знакомым. В то же время Татьяна добилась удивительного и головокружительного успеха. Она не успевала выполнять свалившиеся на нее заказы и попросила помощи у меня. Когда я вникла в секрет ее успеха, невольно вспомнила бабушкин маркетинг. Оказывается, прежде чем «испортить» партию войлока своей фантазией, Татьяна завела блог в интернете, где начала «подогревать» тему художественного валяния.
За пару месяцев рассуждений и «репоста» чужих произведений войлочного искусства подруга насобирала себе внушительную армию друзей и подписчиков, многие из которых начали робко заказывать себе какие-то вещицы. Как сейчас помню, Танька рассказывала, что началось все с интересной сумочки в виде цветка. Потом к нему заказчица добавила браслетик, шарфик и шапочку. Весь этот комплект она выкупила за 800 у.е. Это был Танькин стартовый капитал.
А все получилось у нее потому, что сначала подруга провела то самое маркетинговое исследование, собрала целевую аудиторию и, фактически, заключила предварительные контракты на свою продукцию. Естественно, такими умными словами она не рассуждала, все было гораздо проще, романтичнее и красивее. Но факт остается фактом: Татьяна открыла свой магазинчик и успешно его развиваем, а мы наблюдаем, как мыши доедают наши валенки в сарае.
Спрос рождает предложение
Пока я усвоила этот основной закон маркетинга и поняла, что любая идея начинается с покупателя, прошло немало времени, которое я провела, учась на своих ошибках. И когда мы с мужем все-таки подошли к важному этапу – открытия собственного бизнеса, я решила не полагаться на чутье. Не точная это категория, особенно в моем исполнении. Нам предстояло открыть небольшой магазин на рынке для торговли домашним текстилем. Почему-то именно этот товар вызывал у меня желание с ним поработать.
Я не вмешивалась в творческий процесс на тех этапах, которые от меня никак не зависели. Муж что-то оформлял в налоговой, получал разрешения и лицензии, подыскивал помещение для аренды. И тут меня осенило! Ведь даже магазин нельзя открывать где попало. Не будут продаваться шторы и гардины в промышленной зоне возле заводской проходной, как бы не привлекали нас эти места стоимостью аренды.
Тут в моей голове всплыло слово «маркетинг» и я решила, что пора поставить бабушкины принципы на научные рельсы. Сначала я попыталась ходить на какие-то тренинги по маркетингу. Было очень дорого, неудобно и в таком режиме я ничего не успевала ни понять, ни запомнить. Потом я остановилась на пути наименьшего сопротивления – просто «гуглила» в интернете тему « что такое маркетинг и с чем его едят».
Сведения попадались отрывочные и порой, противоречивые. Это наводило на мысль , что даже в такой достаточно точной экономической категории действует принцип «сколько людей, столько мнений». С горем пополам мы таки сняли помещение в нужном месте, которое хоть как-то внушало желание подумать о новых шторах ,и зависли на самом главном вопросе: какие ткани бать на реализацию?
Вы когда-нибудь бывали на оптовом рынке, где среди тысяч тюков нужно выбрать то, что тебе нравится? А представьте, что в этом выборе вам предстоит учесть чужой вкус, которого вы не знаете, да при том не один! Именно с такой задачей столкнулись и мы с мужем. На тот момент, параллельно шел процесс моего обучения. Я таки нашла свой «золотой стандарт» в виде курсов ЕШКО по маркетингу.
Это было именно то, что ничуть не мешало моему плотному графику и очень оперативно помогало решать возникающие вопросы. Я заказала сразу весь курс и, помимо основной программы обучения, откровенно забегала вперед и использовала учебные журналы как справочники. Признаюсь честно, эта консультативная функция помогла мне даже больше, чем сам процесс обучения, потому что я в срочном порядке «выхватывала» из учебников нужные сведения, и они, как пазлы ложились в мою голову в нужном месте в нужное время.
Какое-то время я еще спотыкалась о свой вкус и предпочтения, игнорируя научную мысль, но все-таки чувствовала растущую опору знаний. Курс ЕШКО по маркетологии научил меня главному: ставить себя на место клиента и угадывать его мысли и желания. Оказывается, это все никакая не магия, а вполне закономерный процесс.
Конечно, можно, как моя бабушка, ограничиться своим двором и районом, превратив всех знакомых и окрестных жителей в своих потенциальных клиентов, или создать блог из подруг, как сделала это Татьяна, но если вы хотите создать бизнес, который реально будет вас кормить, без базовых знаний по маркетологии не обойтись. Можно конечно нанять специалиста со стороны, но лично я верю поговорке: «если хочешь сделать что-то хорошо, сделай это сам!»
Раиса Панкеенко