Марка Ротко дооценили

Вы здесь

18 Май 2007 - 04:00

В Нью-Йорке установлен новый официальый мировой рекорд цены на современную живопись. Картина Марка Ротко "Белый центр" продана на аукционе Sotheby`s в Нью-Йорке за $72,8 млн. На том же аукционе установлено еще 14 рекордов на произведения живописцев второй половины ХХ – начала XXI века.

 

Картина американского художника русского происхождения Марка Ротко (1903-1970) под названием "Белый центр (желтое, розовое и лиловое на розовом)", написанная в 1950 году, стала самым дорогим произведением современного искусства. Это официальный аукционный рекорд. Есть еще неофициальный – за $140 млн осенью 2006 года частным образом была продана картина Джексона Поллока и сразу вслед – полотно Виллема де Кунинга за $137,5 млн. Все эти рекорды бьют в одну точку: самым дорогим на планете определенно делается послевоенный американский абстрактный экспрессионизм.

Абстрактный экспрессионизм – это то, что начали делать Казимир Малевич с Василием Кандинским в начале ХХ века. Их знамя после второй мировой подхватили американцы – они развили направление, разбили его на школы и манеры. Абстрактный экспрессионизм и еще поп-арт – два изобретения в области искусства, которыми американцы имеют полное право гордиться. И в 1950-1960-е годы их художники задавали тон всему художественному миру.

 

До войны, так уж сложилось, во главе мирового искусства стояла Франция. После войны – США. Последние 15 лет – Британия. И как во Франции разумные люди сто лет назад раскручивали и покупали импрессионистов, так в США поступали с тем единственным, что у них было,– абстракцией и поп-артом. В это были вложены огромные деньги – большинство лучших произведений американских художников 1950-х и 1960-х принадлежат сейчас миллиардерам, которые тогда были миллионерами. Рекорд на живопись Марка Ротко вполне укладывается в эту теорию. Начать с того, что картина принадлежала банкиру и меценату Дэвиду Рокфеллеру. Он купил эту картину в 1960 году по совету Дороти Миллер, первого куратора нью-йоркского Музея современного искусства (МОМА), у Элизабет Блисс-Паркинсон, племянницы одного из трех основателей МОМА. Картина тогда стоила $10 тыс., тоже немалые по тем временам деньги. Но убедить покупателя было просто, Ротко – хороший художник, и его абстракции обладают теми же свойствами, что и абстракции, например, Кандинского: они способны внушать эмоции. Цветные полосы с размытыми границами, из которых состоят произведения Марка Ротко, теперь в экспозициях главных музеев мира. Столетие живописца четыре года назад отмечали все, включая Государственный Эрмитаж и родной городок художника Даугавпилс, в котором раньше даже имени такого никто и не слыхивал.

 

Кроме рекорда на Ротко, на аукционе были достигнуты рекордные цены на произведения британского сюрреалиста Фрэнсиса Бэкона ($52,8 млн – за "Штудию к портрету папы Иннокентия Х"), лучшего ученика Уорхола американца Жан-Мишеля Баскья ($14,6 млн), поп-артистов Роберта Раушенберга ($10,6 млн) и Тома Вессельмана ($5,7 млн) и еще десятка художников, некоторым из которых едва исполнилось сорок. С ними иная ситуация, да и суммы рекордов значительно меньше. А десятки миллионов за их старших товарищей теперь, очевидно, станут привычной суммой. Десять-двадцать лет назад они могли лично посещать свои персональные выставки в музеях, и их искусство воспринималось как современное. Теперь психологический Рубикон окончательно перейден – ничего нового они уже не напишут, их имена никуда не денутся из энциклопедий, а работы – из музейных коллекций. Их творения воспринимаются как классика второй половины ХХ века, а за это положено платить.