Кто куда, а я во Францию, или есть ли жизнь после статмода...

Вы здесь

Вопрос «Что делать?» вслед за классиком где-то курсе на четвертом начинают себе задавать и студенты кафедры статистического моделирования, математико-механического факультета. Большинство дает на него ответ быстро и вполне однозначно: программировать, и успешно начинает строить карьеру в IT. Но находятся индивиды, которые не ищут легких путей, пишут диссертации, ведут научную деятельность и занимаются другими непонятными нормальному человеку вещами. Этих индивидов, на самом деле, не так уж и мало (статмод все-таки), а со временем, будем надеяться, их будет все больше и больше.

Данный текст описывает небольшой опыт послестатмодовской жизни, а именно, учебы за границей (во Франции), чему там учат, и, вообще, а надо ли оно...? Все рассуждения и впечатления носят сугубо субъективный характер, автор ответственности не несет и все такое...

Для начала, как я дошел до жизни такой. Просто программистом я быть не хотел, поэтому после выпуска я стал интенсивно задумываться над следующей проблемой: найти работу

а) по специальности (математика, статистика),

 б) за разумные деньги,

 в) в СПб. Уже смешно.

Но я искренне верю, что у такой проблемы есть решение, возможно даже, их много, хотя я в свое время не нашел. Возможный вариант: грант+аспирантура. Гранта у меня не было, поэтому я начал искать работу в «частном секторе» (пункт «б» обязывал). После достаточно большого количества итераций, я сошелся к некому приближенному решению: обработка данных маркетинговых исследований. Решение было неточным в плане пункта «а», часто было интересно, но основная часть времени уходила на «нематематические» вопросы...

Программа, по которой я поехал учиться, это программа обучения иностранных студентов в Ecole Polytechnique. Тут следует сказать пару слов о французской системе образования. Во Франции есть два типа ВУЗов: Grandes Ecoles (Высшие школы) и Университеты. Основное отличие между ними состоит в том, что в университеты нет вступительного конкурса. После школы (обычной) выпускник может подать свои документы в один из Университетов и учиться 5-6 лет или поступить в подготовительные классы (подготовительные для Grandes Ecoles). В подготовительные классы тоже есть вступительный конкурс, там учатся два года, потом сдают вступительные экзамены в Grandes Ecoles. Очевидно, что отсутствие экзаменов в Университеты это низкий средний уровень студентов, что в свою очередь влечет низкий престиж, что опять уменьшает средний уровень и т.д. С Grandes Ecoles наоборот: чтобы попасть в хороший подготовительный класс надо пройти очень высокий конкурс после школы, а через два года ещё один вступительный экзамен в Grande Ecole. Надо сказать, что такая система из двух вступительных экзаменов дает очень высокий уровень подготовки у ребят после подготовительных классов (наш второй-третий курс), расслабляться народ начинает только после поступления в Grande Ecole.

Многие Grandes Ecoles предлагают стипендии для иностранных студентов, я получил стипендию в Ecole Polytechnique (Programme International). Для получения стипендии надо пройти конкурс досье (оценки, рекомендации, cv + мотивационное письмо). Из известных мне стипендиальных программ есть еще Programme Eiffel и ENS de Cachan. Но это далеко не полный список, если это кому-то интересно, советую сходить в центр французского языка на физфаке (Д. Лисоченко) и покопаться на сайтах наиболее известных Grandes Ecoles (+Ecole des Mines и ENS) . У каждой программы свои возрастные ограничения. Часто надо закончить уже 3-4 курса (или иметь диплом) и быть младше 25 лет. Такие программы – это не единственный возможный формат учебы, можно сдавать вступительные экзамены на полный курс Grande Ecole, можно подавать досье в аспирантуру (нужен диплом естественно), ...

Теперь – зачем оно надо... Понятно, что каждый выбирает для себя, но, на мой взгляд, это здорово, очень интересно посмотреть, а как все работает здесь, посмотреть изнутри. Никакие описания этого, конечно, не заменят. Из очевидных минусов –«потерянный год (два, ...)», из плюсов – французский диплом, язык, контакты. Я не готов оценивать качество французского образования, самая важная ступень, на мой взгляд, это подготовительные классы, а с этим я не сталкивался. Из очевидных плюсов учебы на старших курсах – это сильная практическая ориентированность образования. Половина экзаменов сдается в форме проектов (что-то понять + написать программу + отчет), треть учебного года это стажировка на предприятии, в банке, в научной лаборатории, где вам больше нравится, куда вы хотите потом пойти работать.

Будут вопросы, пишите mikhail.zaslavskiy на gmail.com

Миша Заславский 

Рекомендуем