Молоко и молочные продукты являются неотъемлемой частью здорового рациона. Поэтому вопрос доступности цельномолочных товаров волнует как простых потребителей, так и государство, которое старается контролировать цены на них. К сожалению, для покупателей и к счастью для производителей, у него это не очень получается, и на ценообразование влияет ряд объективных факторов.
Общие причины изменения цен на молочную продукцию
Главными действующими лицами в ценообразовании выступают:
- производитель;
- переработчик;
- розничный продавец.
В этой цепочке в среднем молоко увеличивает свою начальную стоимость приблизительно на 150%. Большую часть этой прибыли получает переработчик (около 80%). Розничный продавец, который закупает молоко оптом laktalux.ru/moloko, делает наценку в среднем около 60 %. Наименьшую прибыль в отношении затрат получает сельхозпроизводитель.
Стоит понимать, что данное увеличение начальной стоимости призвано покрыть затраты на производство, транспортировку и т.д., и при этом принести прибыль. Поэтому для создания стабильных и конкурентоспособных цен важны налаженные и договорные отношения между переработчиками и поставщиками.
В свою очередь существует ряд факторов влияющих на стоимость первичного сырья в отрасли (собственно, молока):
- Динамика цен на мировом рынке. Поскольку часто наблюдается дефицит отечественной сырьевой продукции, то производители вынуждены закупать импортную, таким образом, как конкурентный продукт, она влияет на цены выставляемые местными производителями;
- Сезонный фактор. Например, цена творожной массы laktalux.ru/tvorozhnaya-massa на неё зависит от времени года. Так в период с июня по сентябрь наблюдается общее снижение её стоимости;
- Уровень начальных запасов молока (при дефиците сырья возрастает стоимость продукции);
- Динамика производства молочной продукции;
- Динамика спроса- предложения и насыщенность рынка.
Другие возможные факторы ценообразования
Не секрет, что на конечную стоимость продукта влияют также:
- методы производства, используемые переработчиком;
- упаковка, внешний вид продукта;
- затраты на рекламу и продвижение;
- регион производства.
Как было сказано выше, государство пытается регулировать цены на социально значимые товары в т.ч. и молочные продукты, устанавливая предельно допустимую надбавку на них. Но эти рамки производители и розничные продавцы обходят, используя ряд хитростей. Например, стоимость сметаны laktalux.ru/smetana увеличивается в зависимости от жирности. Может быть обозначена как продукт с жирностью 21%, вместо 20%. А такие нестандартные данные не позволяют влиять государству на ценообразование.
Как видно, цена продукта на прилавке зависит от многих факторов, многие из которых независимы от главных игроков рынка.