Правда ли, что в России могут отменить ЕГЭ и на что его хотят заменить

Вы здесь

8 Июн 2024 - 10:14
Правда ли, что в России могут отменить ЕГЭ и на что его хотят заменить

В России вновь обсуждают возможность отмены ЕГЭ. Законопроект, предлагающий заменить единый государственный экзамен государственными экзаменами, планируют внести в Госдуму в 2024 году. Об этом заявил председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов, сообщает РБК.

Инициатива исходит от депутатов фракций "Справедливая Россия" и КПРФ, пишет "Известия". Они предлагают заменить ЕГЭ на государственную итоговую аттестацию по нескольким причинам:

  1. Система ЕГЭ не оправдывает ожиданий по повышению качества знаний и доступности высшего образования.
  2. Перемещает коррупцию из приемных комиссий университетов в сферу олимпиад.
  3. Увеличивает нагрузку на учеников и способствует росту числа подростковых суицидов.
  4. Проведение ЕГЭ требует значительных государственных расходов.

Критика ЕГЭ в Госдуме звучит регулярно. Так, весной 2023 года спикер Госдумы Вячеслав Володин предложил комплексно пересмотреть систему ЕГЭ.

Минусы и плюсы ЕГЭ

Плюсы ЕГЭ:

Унифицированность: ЕГЭ предоставляет единый стандарт оценки знаний для всех выпускников школ по всей стране, что упрощает процесс поступления в вузы.

  1. Доступность: ЕГЭ позволяет выпускникам из регионов поступать в ведущие вузы страны, не выезжая для сдачи вступительных экзаменов.
  2. Прозрачность: Система ЕГЭ направлена на снижение уровня коррупции, так как экзамены проходят в стандартизированных условиях.
  3. Объективность: Результаты ЕГЭ оцениваются по единым критериям, что позволяет объективно сравнивать знания учащихся.
  4. Упрощение процедуры поступления: ЕГЭ заменяет собой вступительные экзамены в вузы, что упрощает процесс поступления и снижает стресс для абитуриентов.

Минусы ЕГЭ:

  1. Стресс: Высокий уровень стресса у учащихся, связанный с подготовкой и сдачей экзамена, может негативно влиять на их психическое здоровье.
  2. Снижение качества знаний: Фокус на подготовку к тестам может привести к поверхностному усвоению материала и недостаточному развитию аналитических навыков.
  3. Коррупция: Несмотря на меры по борьбе с коррупцией, она может переместиться в сферу олимпиад и других альтернативных способов поступления.
  4. Неполная оценка знаний: Формат тестов может не полностью отражать знания и способности учащихся, особенно в гуманитарных предметах.
  5. Высокие расходы: Проведение ЕГЭ требует значительных финансовых затрат со стороны государства.
  6. Нагрузка на учителей: Учителя часто вынуждены изменять свои методики обучения, чтобы соответствовать требованиям ЕГЭ, что может снижать качество образования.

Отмена ЕГЭ и переход на новую систему государственных экзаменов могут снизить стресс для учащихся, улучшить объективность оценки знаний, особенно в гуманитарных предметах, и уменьшить учебную нагрузку. Это также может привести к более гибкому и профилированному поступлению в вузы, улучшив подготовку абитуриентов. Однако переходный период может вызвать неопределенность и стресс, а также привести к возможным коррупционным рискам, прошествиям в Алтайском крае и по всей России, и усложнению процесса поступления в высшие учебные заведения.

Новая система может потребовать пересмотра учебных программ и методик преподавания в школах, что временно может снизить качество подготовки учащихся. Разные стандарты оценки знаний могут привести к неравенству между регионами. Кроме того, вузам придется разрабатывать новые критерии отбора студентов, что изменит требования к абитуриентам. В итоге, последствия отмены ЕГЭ будут зависеть от того, насколько продуманно и эффективно будет реализована новая система экзаменов.

Возможные альтернативы ЕГЭ:

Государственная итоговая аттестация (ГИА):

  • Введение экзаменов по завершению школы, которые будут включать письменные и устные задания, лабораторные работы и проекты.
  • Оценивание будет проводиться независимыми комиссиями, что позволит более комплексно оценивать знания и навыки учащихся.

Вступительные экзамены в вузы:

  • Возвращение к практике проведения вузами собственных вступительных экзаменов.
  • Экзамены могут включать профильные предметы и тесты на общую эрудицию, что позволит вузам более точно оценивать подготовленность абитуриентов к конкретной специальности.

Олимпиады и конкурсы:

  • Расширение системы олимпиад и научных конкурсов, результаты которых будут учитываться при поступлении в вузы.
  • Это позволит выявлять талантливых студентов и поощрять углубленное изучение предметов.

Портфолио достижений:

  • Введение системы, в которой учитываются не только результаты экзаменов, но и портфолио учащегося, включающее академические достижения, участие в научных и творческих проектах, волонтерскую деятельность и прочее.
  • Такой подход обеспечит более всестороннюю оценку личности и потенциала абитуриента.

Смешанная система:

  • Комбинация нескольких методов оценки, таких как экзамены, тесты, портфолио и собеседования.
  • Такой подход обеспечит более гибкую и точную оценку знаний и навыков учащихся, снижая при этом стресс и коррупционные риски.

Реформирование текущей системы ЕГЭ:

  • Улучшение и модернизация существующей системы, например, добавление устных экзаменов и практических заданий.
  • Введение новых методов контроля для предотвращения коррупции и обеспечения справедливости в оценивании.

Каждый из этих вариантов имеет свои плюсы и минусы, и оптимальным может быть комбинированный подход, учитывающий специфику российской образовательной системы и потребности учащихся.

Источник https://tolknews.ru/obrazovanie/170097-pravda-li-v-rossii-sobirayutsya-otmenit-ege-i-chem-togda-ego-zamenyat