Ярмольник Леонид Исаакович

Вы здесь

22 Янв 2009 - 03:00
Ярмольник Леонид Исаакович

ЯРМОЛЬНИК ЛЕОНИД ИСААКОВИЧ (род. в 22 января 1954 г.) российский актер, шоумен, бизнесмен

Если попытаться определить, в чем секрет популярности Леонида Ярмольника, то это будет не так просто. Даже мнение зрителей по этому поводу неоднозначно. Одни считают его необычайно талантливым и обаятельным актером, другие не видят в нем ничего особенного. Вполне возможно, что в какой-то степени правы и те и другие.

Если судить по его внешности, то в нем действительно нет ничего особенно запоминающегося. Да и таких крупных ролей, которые составили бы ему славу яркого таланта, у Ярмольника не было. И все-таки Леонид Ярмольник популярен, у него есть свои поклонники, его знают, о нем пишут. Причем узнали Ярмольника не сейчас, когда у него есть своя телевизионная передача и он стал известным ведущим. Его популярность росла постепенно и становилась все выше и выше только потому, что актер не сидел в ожидании подходящих ролей и не плакался на свою судьбу, если не получал их.

Он много и активно работал: играл в театре, снимался, соглашаясь и на эпизодические роли, участвовал в концертах, в телевизионных программах. То есть искал себя и создавал сам себя. Кому-то это, вероятно, не нравилось, и о нем говорили, что он чересчур суетится, добиваясь дешевой популярности. Другие, такие же молодые, активные и 'безродные', поддерживали его, объединяясь вместе, чтобы добиться успеха. Стоит ли говорить о том, что Ярмольник свою популярность заслужил, как заслужили ее те, кто когда-то начинал вместе с ним.

Многие годы зрители помнят цыпленка табака, изображенного Ярмольником в передаче 'Вокруг смеха'. А ведь исполнял он эту пантомиму всего несколько раз. Причем актер не стал скрывать и того, что свою репризу придумал не сам, а взял ее у Э.Хасана.

По словам самого Леонида Ярмольника, он всегда мечтал стать актером, но его тайное желание еще больше возросло после того, как в отрочестве он увидел мима и сумел повторить его номер, а потом уже демонстрировал его 'на бис' всем друзьям и знакомым. Леониду было пятнадцать лет, когда его семья переехала во Львов, и юношу приняли в Народный театр-студию.

Так и решилась судьба Ярмольника. До этого и родители, и учителя советовали ему поступать после школы на физмат, поскольку Леонид часто занимал первые места на школьных олимпиадах. Будь Ярмольник не таким упорным, а может быть, и упрямым, был бы он сейчас физиком, как его герой из фильма 'Московские каникулы'. А может быть, Леонид стал бы писателем, журналистом или преподавателем литературы, поскольку наравне с физикой ему нравилась и литература. Оба эти предмета казались мальчику 'живыми'.

Итак, после работы в театре-студии Ярмольник решает поступать в Ленинградский театральный институт. Но здесь его подстерегла неудача. На приемных экзаменах Леониду посоветовали подумать о другой профессии, поскольку с таким западноукраинским акцентом в театре ему делать нечего. Однако Ярмольника было уже трудно сбить с намеченного пути, тем более после того, как он уже поработал в театре и приобщился к этому миру. Ярмольник успокоил себя тем, что некогда Райкина тоже отчислили за профнепригодность, и решил попытать счастья в другом месте.

Судьба связала Ярмольника с Щукинским училищем при театре имени Вахтангова и мастерской актера и режиссера Ю.Катина-Ярцева. Позже он учился у А.Ширвиндта, о преподавательских способностях которого ходят легенды. Его ученики говорят, что он может просто повести бровью или пошевелить губами, и они сразу же догадываются, как следует играть ту или иную роль. Леонид Ярмольник оказался способным учеником. В театральной среде на молодого актера обратили внимание уже с выпускного спектакля, где он использовал всего один штрих, распивая чай с блюдечка, чтобы образ интеллигента, которого он играл, стал ярким и запоминающимся.

После окончания училища Ярмольник долго искал, где работать. И не потому, что его не брали в театры. Он побывал во многих коллективах,, везде пробовался, его зачисляли в труппу. Но Ярмольник очень хотел играть у Любимова, которого до сих пор продолжает считать гениальным режиссером, поэтому и стремился попасть в Театр на Таганке. Любимов взял его в свой театр, однако никаких мало-мальски значительных ролей на сцене прославленного театра Ярмольнику сыграть так и не удалось, и он ушел.

С тех пор Ярмольник стал 'свободным художником'. Правда, тогда, в конце семидесятых - начале восьмидесятых годов, время было не совсем подходящее для такой свободы творчества, а можно сказать, и вовсе не подходящее. Ярмольник испытал это на себе в полной мере. Несмотря, на то, что он успешно снимался в кино, выступал с концертами, такая его 'свободная' жизнь не раз становилась объектом внимания со стороны правоохранительных органов. В те времена среди актеров особенно популярным было слово 'халтура'. Это была прекрасная возможность для них хоть как-то подработать. Для Ярмольника 'халтура' часто становилась основным средством заработка, и актер до сих пор относится к этому слову с уважением, считая, что оно равнозначно награде. Действительно, если тебя приглашают выступать, значит, ты известен как хороший актер.

Поворотным для самого актера и для критиков стал фильм 'Сыщик', который в 1979 году снял режиссер В.Фокин. Этот режисссер славится среди профессионалов своим особым умением работать с актерами. Он обладает даром даже в известных актерах открывать новые грани их таланта. Так произошло, например, с Зиновием Гердтом, который именно у Фокина начал играть трагедийные роли.

Что же касается Ярмольника, то он блестяще сыграл в фильме 'Сыщик' две роли: одну - реальную, другую - воображаемую. Все, что происходит с его героем, на самом деле оказывается не более чем сном. Впрочем, у зрителя сразу же возникает ощущение нереальности всего того, что происходит на экране, - настолько очарователен и кошмарен бандит Гнус, которого играет Ярмольник. После этого фильма актеру долго не удавалось сыграть положительную роль. Худсовет даже определил его амплуа как отрицательного героя. Хотя Ярмольник и в этих ролях старался избегать прямолинейности. Так, его роль пленного немца в фильме 'Сашка' (1981) нельзя считать полностью отрицательной, поскольку в ней изначально заключен скрытый драматизм. И Ярмольник прекрасно показал трагическую судьбу молодого парня, попавшего в плен.

Но все-таки зритель больше привык к Ярмольнику как эксцентрическому, характерному актеру. Однако он не всегда бывает таким. В нем нет заданное, предрешенности роли, он часто импровизирует и во время съемок действует так, как в данных обстоятельствах поступил бы сам на месте своего героя. Поэтому его роли всегда чем-то неожиданны. Вспомним хотя бы столь разных дикарей, сыгранных Ярмольником в одном из сюжетов 'Ералаша', и Долгоносика в фильме 'Две стрелы' режиссера А.Суриковой. Ярмольник сумел не затеряться даже среди таких известных актеров, как Н.Гундарева, А.Джигарханян, Н.Караченцов. Вполне достойным партнером знаменитого Георгия Жженова он выступил и в фильме 'Возвращение резидента', где сыграл уголовника.

В творческой судьбе Ярмольника есть один очень любопытный факт. Ему в основном приходится играть героев прошлых веков или иностранцев. Так, с помощью режиссера А.Праченко он оказался на Кубе, в фильме 'Одиссея капитана Блада'. Алла Сурикова в своем фильме 'Человек с бульвара Капуцинов' отправила его на Дикий Запад. Даже в комедии Леонида Гайдая на современную тему - 'Частный детектив, или Операция 'Кооперация' - он действует в условной и даже мифологической ситуации. Всего же Ярмольник снялся более чем в пятидесяти фильмах, хотя главную роль сыграл, пожалуй, только в фильме 'Московские каникулы', где выступил еще и в новом качестве - продюсера.

Несмотря на свою занятость и массу новых проектов, неутомимый Ярмольник не ограничивается только работой: у него немало других увлечений, среди которых особое предпочтение отдается подводному плаванию. Это для него не спорт, а отдых и приятное времяпрепровождение, поскольку занимается он им чаще всего с кем-то из своих не менее знаменитых и богатых на выдумки друзей - А.Абдуловым, А.Макаревичем, Б.Хмельницким, О.Янковским.

Особое место в творчестве Леонида Ярмольника всегда занимало телевидение, куда он впервые попал благодаря своему врожденному остроумию и естественной манере поведения. Он участвовал в телевизионных концертах, 'Огоньках', передачах 'Вокруг смеха', популярном сериале 'Игра в детектив'. Но звездным часом актера стала передача 'L-клуб'. В августе 1996 года Ярмольник занял третье место в рейтинге телеведущих, пропустив вперед лишь Л.Якубовича, который уже четвертый год удерживает пальму первенства, и В.Пелыпа. А сама программа из ночной стала вечерней.

Ярмольник прекрасный семьянин, нежно любит жену, художника по костюмам, и дочку. Теперь он уже может обеспечить своей семье вполне достойную жизнь, а жене доверяет только вести хозяйство. Правда, и самого актера природа не обделила хозяйственной смекалкой, и если понадобится, он может и дом построить. По его словам, один такой собственноручно построенный дом он уже подарил своему другу А.Макаревичу, а сам с семьей круглогодично живет в другом, несмотря на хорошую квартиру в самом центре Москвы.

Фильмография:

Ваши права? (1974)

Без права на ошибку (1974)

Горожане (1975)

Красное и черное (1976)

Весенний призыв (1977)

В одно прекрасное детство (1979)

Сыщик (1979)

Тот самый Мюнхгаузен (1979)

Женщина в белом (1981)

Сашка (1981)

Сказка, рассказанная ночью (1981)

Шутка?!. . (1981)

Возвращение резидента (1982)

Ищите женщину (1982)

Воробей на льду (1983)

Любовью за любовь (1983)

Инспектор Лосев (1983)

Нежданно-негаданно (1983)

Пароль "Отель Регина" (1983)

Две главы из семейной хроники (1983)

Герой ее романа (1984)

Европейская история (1984)

ТАСС уполномочен заявить (1984)

Медный ангел (1984)

Профессия - следователь (1984)

Про кота (1985)

Капитан Фракасс (1985)

Веселая хроника опасного путешествия (1986)

Капитан "Пилигрима" (1986)

Конец операции "Резидент" (1986)

Клуб женщин (1987)

Человек с бульвара Капуцинов (1987)

Елки-палки!. . (1988)

Француз (1988)

Две стрелы. Детектив каменного века (1989)

Не сошлись характерами (1989)

Руанская дева по прозвищу Пышка (1989)

Частный детектив, или Операция "Кооперация" (1989)

Паспорт (1990)

Божья тварь (1991)

Болотная street, или Средство против секса (1991)

Одиссея капитана Блада (1991)

Чокнутые (1991)

7 дней с русской красавицей (1991-96)

Вальс золотых тельцов (1992)

Настя (1993)

Кофе с лимоном (1994)

Московские каникулы (1995)

Орел и решка (1995)

Операция "С Новым годом" (1996)

Перекресток (1998)

Барак (1999)

Трудно быть богом (произв.)

Продюсировал фильмы: Московские каникулы (1995)

Перекресток (1998)

Барак (1999)

Другие работы:

Ведущий телепрограмм:

L-клуб

Золотая лихорадка

Отель

Гараж

Озвучивал мультфильмы:

Счастливый Григорий (1987)