Московский жиголо"

Вы здесь

18 Мар 2008 - 03:00

Название новой картины Дмитрия Фикса "Московский жиголо" не совсем точно. Жиголо – профессиональный платный любовник, а главный герой новой российской ленты – стриптизер, который проституцией подрабатывает от случая к случаю; впрочем, сути дела это не меняет. Художественные произведения о людях, торгующих собой, появляются нечасто, но регулярно на протяжении многих лет и за это время обросли великим множеством штампов, о причинах возникновения которых имеет смысл задуматься.

Истории о добродетельных проститутках стали особенно популярны в Западной Европе и России во второй половине XIX века по вполне объективным причинам. Пока большинство людей жили в деревнях, жизнь была упорядочена: соседи всегда помогали вдовам и сиротам. Когда же крестьяне в массовом порядке начали уезжать в города и поступать работать на заводы и фабрики, тысячелетний уклад жизни разрушился. Одинокие женщины оказались никому не нужны, работы для них (даже для образованных) не было, так что оставалось либо умирать, либо идти на панель. Другого выбора действительно не существовало, поэтому общее сочувствие несчастным жертвам неправильного общественного строя вполне понятно.

На Западе положение стало меняться во время Первой мировой войны, когда женщин понемногу начали принимать на работу медсестрами, секретаршами и прочими работницами среднего звена. А после Второй мировой представительницы прекрасного пола, занимающие самые высокие должности, перестали удивлять кого бы то ни было. И в настоящее время женщины занимаются древнейшей профессией либо потому, что попали в самое настоящее рабство (и тогда им можно от души посочувствовать), либо потому, что предпочитают данную профессию любой другой, но по традиции пытаются вызвать у окружающих жалость к своей несчастной судьбе. Впрочем, представительниц и представителей древнейшей профессии можно жалеть или презирать, но факт остается фактом: если бы на их услуги не было спроса, они бы посвятили свою жизнь чему-то иному.

Лучшие фильмы о несчастных и благородных проститутках ("Ночи Кабирии" Федерико Феллини, "Мама Рома" Пьетро Паоло Пазолини, "Адуя и ее товарки" Антонио Пьетранджели) были созданы в Италии на рубеже 50-ых-60-ых годов. Итальянская экономика развивалась медленнее, чем в других западных странах, и рабочие места для женщин появились в Италии лишь в 60-ые-70-ые годы.

С тех пор киноленты (и книги) о людях, торгующих собой, заметно изменились. Например, в фильме Алана Пакулы "Клют" Джейн Фонда сыграла проститутку, которая пытается, но не может бросить свое занятие, поскольку оно, как ни странно, дает ей немалую власть над мужчинами. (К этой ленте близка наша "Интердевочка", героиня которой с изумлением обнаруживает, что ей больше нравится быть путаной, чем женой.) Фильм Пола Томаса Андерсона "Ночи в стиле буги" рассказывает о не слишком-то веселой жизни актеров порнофильмов, которые, как ни пытаются, не могут выбраться из своего гетто в приличное общество…

Но стандарты XIX века по-прежнему используются в душераздирающих эротических и криминальных мелодрамах о нелегкой жизни работников секс-индустрии. Эти картины сняты по абсолютно заштампованным сюжетам, и развитие событий в них полностью предсказуемо. Увы, "Московский жиголо" относится именно к данной категории.

Завязка сюжета новой российской картины достаточно банальна: офицер, устав служить в далекой Сибири за нищенскую зарплату, отправляется покорять столицу, не имея ни гражданской профессии, ни московской регистрации. Интересно, какую работу рассчитывал получить этот человек? Заместителя по безопасности директора крупного банка? Или доблестный сибиряк мечтал о должности самого директора?

Разумеется, наполеоновские планы потерпели крах. Пришлось бывшему офицеру трудиться подсобным рабочим на стройке, а сложный характер мешал ему подолгу удерживаться на одном месте и вовлекал в бесчисленные схватки с коррумпированными милиционерами.

Помыкавшись так некоторое время, герой оказался должен ментам огромную сумму денег и не корысти ради, а тюрьмы избавления для принял предложение давнего знакомого и занялся стриптизом.

Необходимую для уплаты долга сумму удалось собрать быстро, но бывший офицер не пытался в свободное от основных занятий время ни найти другую работу, ни поступить в институт, а продолжал заниматься делом, которое ему якобы столь ненавистно, и даже начал еще и подрабатывать проституцией.

Дальнейшие события могли бы развиваться по-разному. Например, интересно было бы увидеть, как суровые моральные принципы парня из Сибири меняются в атмосфере сексуальной вседозволенности и легких денег. Любопытно оказалось бы также понаблюдать за многочисленными и неудачными попытками бывшего офицера бросить стриптиз и заняться более приличной профессией…

Увы, действие "Московского жиголо" движется по самой заезженной колее. В один прекрасный день стриптизер знакомится с лучом света в темном царстве – красивой и благородной, но хромой девушкой. Сначала герой, терзаясь угрызениями совести, скрывал свой род занятий от нее, потом – от ее бывшего мужа, который тоже оказался ментом, а также редким подлецом и негодяем… Дальнейшие события развивались в соответствии со всеми штампами жанра. Для полного счастья не хватает только песни "Путана".

Положение могла бы хоть немного исправить сдержанная, толковая режиссура, но постановщик заставляет исполнителей кричать и рыдать от переизбытка страстей в худших традициях индийских мелодрам. Хорошие актеры, увы, оказываются совершенно беспомощными в этой ситуации.

В общем, любителям "киноклубнички" нужно смотреть эротические ленты: откровенных сцен в "Московском жиголо" не так много, как может показаться. Желающим насладиться искусством стриптизеров лучше посетить соответствующие клубы: выступления главного героя и его коллег на киноэкране выглядят не слишком впечатляющими. Тем, кто хочет познакомиться с действительно непростой жизнью работников секс-индустрии, лучше посмотреть один из фильмов, упомянутых выше. А всем остальным очень рекомендую замечательную комедию Питера Каттанео "Мужской стриптиз". Вот это действительно настоящее кино!