Бостонское Чаепитие

Вы здесь

8 Май 2007 - 04:00
«Бостонское Чаепитие» готово к декадентским оргиям

«Бостонское Чаепитие» - одна из самых необычных групп отечественного рок-андеграунда. Коллектив продолжает ту нехарактерную для русского рока традицию, которую заложили группы «Пикник», ранняя «Агата Кристи», «Прощай, молодость!», «Оберманекен». Активно используя клавишные и добавляя к ним акустические инструменты - флейту, скрипку, саксофон, по звучанию «Бостонское Чаепитие» держится в фарватере арт-рока с элементами «новой волны» и джаза.

Странные перформансы, полутеатральные действа и виртуальные мистификации - вполне в духе «бостонцев». Музыканты воссоздают на своих концертах необычайную атмосферу богемного салона. Именно они написали первую в России песню о Всемирной Сети Интернет, соорудили фестиваль "Бархатное подполье", и стали во главе Движения куртуазного декаданса. Стоит ли удивляться, что они будто магнитом притягивают на свои выступления подлинных и стилизованных аристократов духа, эстетов и декадентов.

В преддверии единственного весеннего концерта, который состоится 12 мая в московском клубе "Археология", журналист NEWSmusic.ru встретился с лидером "Бостонского чаепития" Владимиром Преображенским и скрипачом коллектива Данилой Шлапаковым.

- Когда и при каких обстоятельствах группа "Бостонское чаепитие" впала в декаданс, да еще и куртуазный?

Владимир: (Иронично). Не сразу. Сначала возникла группа «Бостонское Чаепитие», в 2000 году, на рубеже веков и новой эры. Тогда это у нас была еще пост-хипповая такая эстетика с налетом какого-то урбанистического фэнтэзи. И, в общем, до сих пор "Бостонское чаепитие" не исчерпывается куртуазным декадансом. У группы есть, по крайней мере, три художественных мира. С одной стороны, это действительно куртуазный декаданс - эстетика такого салонного кабаре, в условиях нового века, так скажем. Во-вторых, мы наследуем, безусловно, традиции русского рока, социального рока, с серьезными, значимыми, глубокими темами. Недаром АК Троицкий и нашу песню "Норд-ост" в свое время отметил. Третье направление – такая чайно-медитативная музыка, из которой складывается отдельная программа. Она называется «Новый Эскапизм». Кстати, из "остросоциальной", условно говоря, программы у нас получился рок-спектакль даже. Называется он «Абонент недоступен». В черновом виде мы этот спектакль даже показали пару раз, и пока на всем этом заглохло. Театр, с которым мы начали работать над этим проектом, сейчас, видимо, имеет другие планы. И проект с рок-спектаклем «Абонент недоступен» повис в воздухе.

- Поскольку читатели в большинстве своем не имеют представления о том, что такое «куртуазный декаданс», расскажи, пожалуйста, с самого начала.

Владимир: Это новое течение столичного арт-хауса, нарисовавшееся после того, как мы стали проводить фестивали "Бархатное подполье". На стыке таких понятий, как «декаданс» и «куртуазность» рождается интересный мир. С одной стороны, он уходит своими корнями в готическое мироощущение, ныне популярное, в мрачный такой мистицизм. Мы люди не особо мрачные на самом деле, но серьезные. Не случайно по внешнему виду нас называют так: скрипач - Мефистофель, клавишник и флейтист – это Троцкий, только такой, с латинскими корнями, ну и Байрон эдакий в центре. Тем более, что я иногда выступаю в белом шарфе. Другой своей гранью куртуазный декаданс уходит в эдакую воздушность, изысканность, эстетство – ну, собственно куртуазность. И поэтому остается такой сложный комплекс ощущений у слушателя. Скажем, человек пришел услышать какие-то куртуазные романсы, а тут ему песня про фюрера. Но если у нас получается такая песня – значит, получается, значит, нам нужно сказать и об этом.

- А вы действительно первые в России написали песню про Интернет?

- Ну да. Авторитетные издания зафиксировали, что это так. Написана песня в 1996 году. Песня называлась, и до сих пор называется «Новый эскапизм». Эскапизм - соответственно, уход от действительности. В 19 веке манифестом эстетизма и эскапизма явился роман Гюисманса «Наоборот». Всем декадентам непременно читать! (улыбается).

Иногда ведь очень важно назвать такие ключевые слова, по которым ты сразу становишься кому-то близким

- Как бы вы определили свою музыку?

- Один из глупейших вопросов, который нам задают – «в каком стиле вы играете». Во-первых, человек, который более-менее что-то в музыке понимает, послушает концерт или пластинку и сам сделает выводы, в каком стиле кто играет. Поэтому ответим со всей ответственностью так: наш стиль называется «экстремальный сентиментализм». Если пытаться найти хоть нечто связующее, что объединяет наши песни, то это экстремальный сентиментализм и есть.

- Может быть, тогда назвать это "эмо"?

- Эмо - в общем-то, тоже такой экстремальный сентиментализм, но наше понятие - тоньше, психологичнее, многограннее. И никаких тяжелых гитар у нас нет и в помине! Идея витала в воздухе, так скажем. Мы ее подхватили с более изысканной, хрупкой, куртуазной стороны, а склонные к максимализму подростки переосмыслили в своем ключе. Мы, как люди более взрослые и степенные, хотя и нервные, преобразили это мироощущение в художественное течение, которое и получило название «куртуазный декаданс».

- А можно чуть подробнее рассказать для незнающих читателей про Фестиваль куртуазного декаданса «Бархатное Подполье»?

Владимир: Первый фестиваль состоялся в 2005 году. Там выступили Вадим Степанцов, Владимир Веселкин (экс-шоумен "АукцЫона"), легендарная группа "Оберманекен", в составе которой я играл тогда. Свое согласие принять в фестивале участие дали группы «Пикник», питерские «Колибри», Александр Ф. Скляр, но по разным причинам они не смогли в итоге выступить.

- Володя, ты что-то говорил про декадентские оргии?

- Неужели я сказал?!.. Ну, ладно, рассказываю. Это уже совсем такие специальные вечеринки. Их атмосфера представляет собой нечто среднее между таким аристократичным салоном 19 века и таким притоном Тайланда начала 20-го. Представьте: изысканные яства, свечи, поэзия звучит, атмосфера Северянина, Бодлера и Уайлда, мистическое какое-то действо, театральное. В общем, все как в нашей песне "Последнее танго в Париже".

- То есть все концерты «Бостонского Чаепития» станут уделом лишь избранных?

Владимир: Нет, конечно. Вот 12-го - как раз такой "выход в свет". А так у нас вообще очень мало концертов. И рядовых выступлений нет вовсе. Каждое наше появление на публике, как правило, это был либо фестиваль, либо еще один фестиваль, либо новая программа, тот же «Абонент недоступен», либо - какой-то уникальный альянс с каким-то другим коллективом. Вот с «Театром Бу» несколько программ сделали. А иначе по клубам чесать - скучно. И в этот раз все не просто так. 12-го мая в «Археологии» будет презентовано аж 3 клипа – два на песню «Ноктюрн», и уже вызвавший бурную реакцию в Интернете ролик - «Шпионы Гламура».

В клипе снялась потрясающая готическая стриптизерша Анна Бергстрем. Она и ранее в клипах снималась, и неоднократно в различных ток-шоу появлялась. Вообще она актриса и поэтесса. На втором «Бархатном Подполье» Аня выступала. Очень ждем ее на презентации. А «Ноктюрн» снимала замечательный режиссер Марина Павлова. Перед этим она делала, кстати, клип для "Аквариума", даже два, которые одобрил БГ.