"Женщина не должна рожать детей, пока не научит хотя бы одного цыпленка танцевать!" - воскликнул в сердцах известный американский зоопсихолог, чем вызвал бурю гнева.
Мы поговорили о самом главном принципе воспитания, но не забудем упомянуть и о других, тоже весьма полезных.
Никогда не стоит ждать идеального поведения. Нужно хвалить за то, что есть сейчас. Вы мечтали о муже с золотыми руками, но ваш пока умеет только вкручивать лампочки? Хвалите. Вбил гвоздь – ура! Повесил полку – молодец! Тогда пройдет год, и он построит вам дворец своими руками.
Хвалите за что-нибудь одно в конкретный момент. Поведение, о котором вы мечтаете, разбивайте на много маленьких частей. Не пытайтесь хвалить самостоятельность, скорость и точность в выполнении какого-то задания (решении какого-то вопроса и т.д.) одновременно. Как при езде на велосипеде: сперва ребенок учится крутить педали на трехколесном, потом держать равновесие на двухколесном, потом ездить долго, а потом еще и быстро, да с одной рукой, а там, глядишь, – становится чемпионом!
Хвалите в тот момент, когда совершается действие. Комплимент "Милая, ты прелестно выглядела… две недели назад" звучит весьма странно.
Было бы наивно хвалить, ожидая правильного поведения в "благодарность". Это называется не хвалить, а "льстить" или "покупать".
Если вы договорились с ребенком, что дадите ему конфетку, когда он съест всю порцию кашу, то конфетку он воспримет не как поощрение, а как зарплату за неприятную работу. Он даже и не подумает, что каша – вкусная, полезная и некоторые дети едят ее без нытья, а с большим удовольствием. Будьте искренни – хвалите, когда вам нравится поведение, а не тогда, когда ищете выгоды.
Многие люди беспокоятся, можно ли применять принципы дрессировки животных в общении с людьми? Этично ли это? У меня нет никаких сомнений: можно, этично и даже правильно. Это никоим образом не противоречит свободе окружающих и никак не может повредить вашей собственной свободе. Так или иначе мы всегда влияем на тех, кто рядом с нами, почему бы не делать это эффективнее?
Теперь, когда вы знаете, как дрессировать зверей и родственников, у вас не возникнет проблем и с цыпленком. Пишет известная американская исследовательница и дрессировщица Карен Прайор:
"Например, представим, что я решила обучить цыпленка "танцевать". Я могу начать с наблюдения за естественными движениями цыпленка и давать ему зернышко всякий раз, как он повернется налево. Скоро первая цель будет достигнута, цыпленок начнет поворачиваться налево гораздо чаще, а вследствие вариабельности эти повороты будут то меньшими, то большими.
Теперь я могу избирательно подкреплять только более выраженные движения налево – например, поворот на четверть круга. Когда эти движения станут преобладающими, естественная вариативность обусловит то, что некоторые повороты будут совершаться менее чем на четверть круга, а некоторые будут приближаться к половине круга.
Я могу повысить критерий, выдвинуть новую задачу и начать отбирать повороты на полкруга и более.
Когда цыпленок обучится совершать несколько полных поворотов на большой скорости за одно подкрепление, я могу считать, что достигла своей конечной цели – танцующего цыпленка".
Софья Баскина,