Код Да Винчи: The Da Vinci Code

Вы здесь

12 Дек 2006 - 03:00

Режиссер Ron Howard (Рон Хауард)

Сценарий Akiva Goldsman (Акива Голдсман),

Dan Brown (Дэн Браун)

В ролях:

Tom Hanks (Том Хэнкс), Audrey Tatou (Одри Тату), Ian McKellen (Йен МакКеллен),

Paul Bettany (Пол Беттани), Jean Reno (Жан Рено), Etienne Chicot (Этьен Чико),

Alfred Molina (Альфред Молина), Clive Carter (Клайв Картер), Seth Gabel (Сет Гейбел),

Jean-Pierre Marielle (Жан-Пьер Мариель), Jean-Yves Berteloot (Жан-Ив Бартелу),

Jurgen Prochnow (Юрген Прохноу)

 

Какая все же глупая затея – пойти в кино на экранизацию романа, который – как бутылка «Фанты»: выпил – и забыл. Я с интересом прочел «Код да Винчи» Дэна Брауна – роман очень толково сделан. Но никакого следа в душе он не оставляет. А вот интригу Браун закрутил превосходно, головоломку выстроил по высшему разряду. Продукт в итоге вышел первоклассный, но одноразовый. Разгаданная головоломка – это гораздо хуже, чем завоеванная женщина. Ведь женщина, сколько ее не завоевывай, все равно способна удивить по-настоящему. А разгаданная головоломка – уже нечто безнадежно мертвое.

 

Я надеялся, что Рон Хоуард, отменный профессионал, это понимает. Надеялся напрасно. Хоуард пошел по самому бесполезному пути – прямой экранизации. Он решил перенести головоломку на экран. Не знал, наверное, что «Код да Винчи» прочли по всему миру несколько десятков миллионов страдальцев. Или знал, но вычеркнул их из списка потенциальных зрителей. Мол, снимаю для всех остальных. Их все равно больше. Он даже в интервью об этом сказал: кто, мол, читает нынче эти книжки? Не смешите – аудитория кино на порядок больше! Такие рассуждения очень обидны всякому, кто книгу все-таки прочел.

 

В общем, Хоуард со знанием дела раскладывает брауновскую головоломку, и тем самым вгоняет в совершеннейшую скуку часть зала. Читавшим роман все известно заранее – и убедившись, что им предлагают всего лишь добросовестный пересказ, они оказываются перед нелегким выбором: или громко объяснять, что будет дальше, или мирно заснуть до конца сеанса. Первое чревато мордобоем, второе – опять-таки, обидно: поспать можно было и дома, причем совершенно бесплатно!

 

Перед тем, как переступить порог кинотеатра, я некоторое время любовался постером. На нем красуются актеры, каждого из которых я люблю или уважаю. За одним, правда, исключением: с Томом Хэнксом, стоящим в центре, отношения у нас как-то не заладились. И он в очередной раз не порадовал, представляя собой вообще главную проблему фильма (кто-то метко назвал его Лэнгдона «древовидным»). Но особой радости не вызывают и остальные. За одним, правда, исключением. Иеном Маккелленом, задвинутым куда-то на периферию постера, нельзя не восхищаться. Может показаться, что его герой, калека-профессор Ли Тибинг, и в книге наиболее экстравагантен – потому играть его было легче, чем, к примеру, простого, как две копейки, Безу Фаша.

 

На это я, читавший роман Брауна совсем недавно, скажу: ничего подобного! Там, в романе, все достаточно плоские и простые. Тибинг выделяется разве что костылями, на которых, сами понимаете, образ не построишь. Секрет Маккеллена – в том, что он использовал Брауна просто как повод к действию, как сырье, над которым изрядно потрудился. И он создал настоящий Характер. Остальным такая задача была то ли не под силу, то ли по барабану.

 

И вот что в итоге скажу на прощание. Я дважды читал «10 негритят» Агаты Кристи и наблюдал одноименный фильм раз пять. А при случае еще пересмотрю обязательно. Не из-за какого-то фанатизма – просто фильм замечательный. Там на каждом шагу есть чему порадоваться, даже если знаешь, что убийца – чокнутый судья. «Код да Винчи» пересматривать ни к чему. Нет там никакой радости, если знаешь, в чем главный секрет.

 

Вот и все. Ах, да, содержание… Что ж, из уважения к смертным, так и не добравшимся до романа Брауна – извольте. Находясь в Париже по работе, гарвардский профессор истории религии и символизма Роберт Лэнгдон по срочному вызову среди ночи приезжает в Лувр, где был убит старый хранитель музея Жак Соньер. Возле тела убитого найдена зашифрованная записка, ключи к которой сокрыты в работах Леонардо да Винчи. Там же – фамилия Лэнгдона. Из последнего обстоятельства офицер парижской Безу Фаш делает вывод: убийца и есть Лэнгдон. Внучка покойного, шифровальщица полиции Софии Неве знает это и хочет помочь американцу. Вместе они бегут от Фаша, попутно пытаясь разгадать самую страшную тайну христианства – историю о Святом Граале…

 

Из-за этой тайны и поднялся вокруг фильма такой шум. Не купись церковники на провокацию Дэна Брауна о браке Христа и Марии Магдалины и сопутствующую словесную бижутерию – роман, может, и вовсе не добрался бы до экрана. А так – мировая сенсация, понимаешь…

 

 

     

(c) Джон Сильвер