ЗАКОНОПРОЕКТ О ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ

Вы здесь

1 Ноя 2006 - 03:00

1 ноября депутаты Московской городской Думы приняли в первом чтении проект закона "О профилактике наркомании в городе Москве". Как сообщил первый заместитель начальника Управления координации антитеррористической деятельности в городе Москве Василий Олейник, в настоящее время Москва, как и вся Россия в целом, переживает эпидемический рост потребления наркотиков и других психоактивных веществ. В наркологической службе Департамента здравоохранения города Москвы сегодня зарегистрировано около 30 тысяч больных наркоманией. (Фото cultradio.ru)Как сообщили корреспонденту REGIONS.RU в пресс-центре Мосгордумы, по информации правоохранительных органов, реальное количество наркологических больных может в шесть с половиной раз превышать эту цифру и составлять более 200 тысяч человек. Предположительно, около 1 млн. жителей столицы эпизодически употребляет наркотики. По статистике сегодня в Москве потребление наркотиков на 80 процентов выше, чем в среднем в Центральном федеральном округе. Все большее распространение наркомании наблюдается в молодежной и подростковой среде. В 2005 году в Москве на учете в наркологических диспансерах состояло более 6 тысяч подростков, из которых 72 процента - юноши и 28 процентов - девушки. Средний возраст начала употребления наркотиков снизился с 17 лет до 13 лет. Уровень заболеваемости наркоманией среди молодежи в 2,5 раза больше, чем среди взрослых. Одной из основных причин роста наркотизации молодежи и подростков является увеличение притока наркотических средств в регион, их легкая доступность, негативные социально-экономические процессы, снижение качества воспитательной работы, плохая организация досуга и несовершенство законодательства. Низкая результативность лечения наркомании подтверждает, что основным направлением антинаркотической стратегии должна стать профилактика наркозависимости. Существующая на сегодняшний день в городе законодательная база противодействия наркомании недостаточна. Сложившаяся ситуация диктует необходимость принятия комплексного антинаркотического закона, который при отсутствии профильного федерального закона по вопросам наркопрофилактики станет правовой основой для создания государственной системы профилактики наркомании в столице. Предметом правового регулирования разработанного проекта закона города Москвы "О профилактики наркомании в городе Москве" являются вопросы предупреждения немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, лечения и реабилитации наркотических больных, а также вопросы противодействия распространению наркомании, относящиеся к ведению города Москвы. Целью законопроекта является создание правовой основы реализации мер, направленных на предупреждение распространения наркомании, сокращения числа больных наркоманией, обеспечение организационных и правовых гарантий профилактики наркомании в столице. Документом определены основные принципы профилактики наркомании, а также органы и учреждения городской системы профилактики. Так, деятельность по профилактике наркомании основывается на принципах законности, соблюдения прав человека и гражданина, гуманного отношения к лицам, употребляющим наркотические вещества, индивидуализации подхода к профилактической деятельности, доступности наркологической и медико-социальной помощи больным наркоманией. В городскую систему профилактики наркомании войдут городская и окружные межведомственные комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту, органы исполнительной власти города в области здравоохранения, образования, социальной защиты населения, а также правоохранительные органы. Документом предусматривается принятие городской целевой программы по противодействию наркомании в городе Москве. Планируется создание Единого городского банка данных о профилактике наркомании, где будут собираться сведения о федеральных и региональных планах и программах профилактики; об известных и разрабатываемых методах профилактики, диагностики и лечения наркомании, а также социальной реабилитации и адаптации. Глава 3 законопроекта посвящена вопросам антинаркотической пропаганды и агитации, которую предусматривается проводить в средствах массовой информации. При этом предусматривается, что органы государственной власти города будут обеспечивать формирование и размещение городского социального заказа для проведения такой пропаганды. Проектом закона прописан порядок учета лиц, потребляющих наркотики, и формы оказания наркологической помощи. Наркологическая помощь оказывается сетью специализированных наркологических учреждений здравоохранения, получивших лицензию на этот вид деятельности. Наркологическая помощь включает в себя консультативно-диагностическую, лечебную, психопрофилактическую и реабилитационную помощь, которая проводится в амбулаторных и стационарных условиях. Согласно документу, наркологическая помощь оказывается при добровольном обращении лица или с его согласия. Несовершеннолетним в возрасте до 16 лет, а также лицам, признанным недееспособными, наркологическая помощь оказывается по просьбе или с согласия их родителей или других законных представителей. Депутат Инна Святенко (фракция "Единая Россия") отметила, что по статистике в Москве самый высокий уровень потребления наркотиков среди субъектов Российской Федерации, и особенно распространено употребление наркотических средств в молодежной среде. Причем, на учет попадают только те лица, которые обратились за помощью в государственные лечебные учреждения, в связи с этим нет полной картины уровня потребления наркотиков в столице. В ходе обсуждения законопроекта депутат Владимир Улас (фракция "КПРФ") высказался о необходимости диагностики больных наркоманией в школах и вузах во время диспансеризации. Председатель Мосгордумы Владимир Платонов (фракция "Единая Россия") и депутат Михаил Буянов (фракция "Единая Россия" предложили расширить рамки законопроекта и включить в него вопросы профилактики токсикомании и алкоголизма. С ними не согласились депутаты Людмила Стебенкова (фракция "Единая Россия") и Михаил Москвин-Тарханов (фракция "Единая Россия"), по мнению которых нецелесообразно объединять в одном документе профилактику наркомании и алкоголизма, так как они имеют разные подходы. Людмила Стебенкова обратила внимание на важность социальной рекламы. Депутат Валерий Шапошников (фракция "Единая Россия") коснулся вопросов финансирования мероприятий по реализации законопроекта. В результате голосования законопроект был принят в первом чтении, а работа над поправками продлится до 1 декабря.