Как правильно подвесить язык

Вы здесь
Как правильно подвесить язык

Во все времена способность красиво и, главное, убедительно говорить - ценилась  очень высоко. Абитуриентам это просто необходимо. Конечно, до следующих вступительных экзаменов еще год. Что ж, есть возможность использовать  время с умом.

Психологи давно отметили, что люди составляют  мнение друг о друге по четырем основным критериям: о нас судят на основании того, что мы делаем, как мы выглядим, что мы говорим и как мы говорим.

Манера общаться выдает человека «с головой», может рассказать о нем очень много. Она указывает на  степень его интеллигентности, начитанности,  психической уравновешенности. По особенностям речи можно без труда «вычислить» ваш социальный статус, некоторые особенности характера, наличие комплексов и много чего еще.

Примеров, когда неумение грамотно и связно излагать свои мысли, убеждать собеседника, подводит в жизни, оказывает «медвежью услугу», можно привести много. Так, прошедшим летом одному талантливому абитуриенту пришлось срочно, что называется, в последний день, переводить документы из МГУ в «Бауманку». Почему? Устный экзамен по математике в МГУ он сдал на «тройку», хотя блестяще знал предмет – парень не смог объяснить, почему он решил задачу в таком-то варианте! В «Бауманке» же все экзамены были письменные, и свою заслуженную «пятерку» юноша, к счастью, успел получить. Что уж говорить о гуманитарных и естественных факультетах – косноязычным и не умеющим грамотно изъяснятся гражданам, придется совсем  туго.

Типичные речевые ошибки

Неправильное ударение

Устный экзамен хорош тем, что, ориентируясь на реакцию слушателей, вы можете мгновенно поправиться, объясняя свои ошибки волнением. В русском языке ударение свободное и подвижное: оно может находиться на любом слоге и перемещаться с одной значимой части слова на другую в разных его формах.

На вопрос, как правильно произносить «жалюзи», «позвонит», «мастерски», «откупорить», «апостроф», «догмат», «петля», «красивее» и т. д., наиболее полно могут ответить акцентологи (лингвисты, исследующие законы русского ударения). Самостоятельно же научиться произносить слова грамотно можно единственным способом: постоянно заглядывать словарь и запоминать. На экзамене старайтесь строить ответ так, чтобы исключить речевые конструкции, в произношении которых вы сомневаетесь;

Тон речи

Визгливый, режущий ухо; командно-приказной, раздражающий; сварливый и склочный, будто провоцирующий ссору; глухой, однообразный, требующий от слушателя постоянного напряжения и т. д. Запишите себя на магнитофон и внимательно прослушайте. Поинтересуйтесь у друзей и родных, каким тоном вы часто говорите, что им не нравится в вашей речи. Кстати, психологи утверждают, что для вырабатывания мелодичного тона, необходимо чаще слушать классическую музыку.

Нужно постоянно тренироваться. Как и любое другое, умение говорить приходит с опытом. Используйте все возможности: расскажите анекдот в компании, вызовитесь отвечать на уроке, участвуйте в конкурсах, олимпиадах и т. д. Используйте опыт других людей. Вас привлекает, например, скрытая эмоциональность передач В.Познера? Смотрите, слушайте, подмечайте детали, делайте выводы. На кассетах и дисках есть записи лекций Ю. Лотмана и Д. Лихачева – это были потрясающие ораторы, люди великой культуры (в том числе и речевой) и энциклопедических знаний;

Бедный словарный запас

Отсюда постоянные повторы: он сказал, она сказала, автор сказал. Тавтология: в ответ он ответил и т. д.  Есть специальные словесные игры, помогающие в ненавязчивой форме пополнить активный запас слов. Но самый действенный и приятный способ обогатить свой лексикон – побольше читать;

Искусственная сложность речи

Обилие ненужных слов, фраз, за которыми трудно уловить смысл. Как в знаменитой шутке: «О чем этот фильм?» - «Да ни о чем!» Аристотель основным достоинством речи считал ясность: «Раз речь не ясна, она не достигает своей цели». Говорить ясно, понятно и доступно очень сложно. Видимая простота обманчива, и принимающие экзамен преподаватели, сами читающие лекции, прекрасно это понимают. Они по достоинству оценят ясную речь;

Слова-паразиты

Это настоящий бич устной речи! На них даже есть мода: последние два-три года держат первенство «как бы», «типа», «на самом деле». И слышится на экзаменах: «Автор как бы обозначил тему». «Как бы замкнутый цилиндрический сосуд». Абитуриент! Преподаватели звереют от подобных выражений!

Из засоряющих речь отмечу: «вот», «итак», «ну», «скажем», «в общем», «так сказать», «короче». Даже «приличное» слово может стать «мусорным»: в последнюю поступательную страду у многих в речи  появилось в виде слова-связки «хорошо». «Хорошо, концентрация молекул водорода...», «Хорошо, в этом стихотворении...» Особенно популярным это словечко стало при ответе на дополнительные вопросы. Педагоги уже боятся их задавать...

Нарушение синтаксических норм

Приводит к серьезным стилистическим недостаткам, таким, как «цепочки падежей»: «анализ теории и практики решения проблемы укрепления материальной базы предприятий нашего города...» Бедный абитуриент уже сам чувствует, что вконец запутался, и пытается выбраться из чудовищного нагромождения слов резким обрывом предложения.

Часты ошибки в соединении глаголов с разным управлением: «лечить и заботиться о больных», «кафедра организовала и руководит практикой».

Неверный выбор предлогов после глаголов. Страдает управление: «благодаря обстоятельств».

Постарайтесь выработать у себя нормативную зоркость: не просто слушайте других людей, а подмечайте ошибки в звучащей речи.

Неумение склонять числительные

Даже в речи министра финансов промелькнуло: «без двухста тридцати процентов»! Основные правила склонения числительных занимают в любом учебнике русского языка ровно одну страницу, и вы в состоянии их выучить. Эти правила нужны при ответе на любом экзамене, будь то физика или история.

Употребление жаргонных и сленговых слов

Когда компьютерные гении перекидываются словечками «клава», «зависнуть», «комп», «винды», «кинуть на мыло» и т. д., это нормально. Но на устном экзамене лучше такие не использовать. Они плохи не сами по себе, а при употреблении не к месту, когда вы не знаете их литературных синонимов. Скажем, другу на вопрос о каком-либо фильме вы можете ответить «зашибись» или «отстой», но на вопрос экзаменатора об экранизации романа Л. Толстого «Война и мир» найдите другие выражения.

В последние годы стало модно активно включать в свою речь варваризмы

Употребляемые без всякой на то надобности иноязычные слова. И. С. Тургенев считал: «Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас». Замечательно, если к моменту поступления в институт, вы освоили 2-3 иностранных языка, но на вступительном экзамене в российский вуз лучше говорить по-русски. Интересно, что люди, хорошо владеющие иностранными языками, меньше склонны «украшать» свою речь иноязычными словами, чем те, кто «читает со словарем». Последние предпочтут сказать «крейзи» вместо «сумасшедший» или «эксклюзив» вместо «исключительный»: чем меньше знаешь, тем больше хочется хвастаться... Кроме того, иностранные слова являются своеобразной «зоной риска» еще и потому, что многие не вполне четко понимают их смысл. Отсюда - «начистить харизму», «перехватить у конкурента менталитет» или «амфибрахий - это место, где живут амфибии».

История из жизни

На устном экзамене по физике один преподаватель стал свидетелем жесточайшего провала абитуриента из-за неумения вербально грамотно обозначать свои мысли:

- Здесь как бы прямоугольный контур перемещается поступательно...

- Позвольте, молодой человек, прямоугольный контур или как бы прямоугольный контур?

- Ну да. И типа магнитное поле тока...

- Извините, что прерываю! Магнитное поле или типа магнитного поля?

- Ну и короче, прямоугольный проводник...

- Прямоугольный проводник стал короче? Физика - наука точная, извольте изъясняться понятно!

Молодой человек попытался еще пару раз начать ответ, но въедливый физик постоянно его прерывал, требуя уточнений. И абитуриент не выдержал: с криком «Я так говорю!» он бросил билет на стол и выбежал из аудитории.

Потренируемся?

Попробуйте объясните пожилому человеку, недавно приехавшему в большой город, что такое «савбуфер». Чтобы он понял. Засеките время. За сколько минут часов, суток  и какими усилиями вы сможете это сделать?

Е.А. Ланцева, старший преподаватель МГТУ им. Баумана

Проверь себя

1. Перепишите предложения, исправляя речевые ошибки.

Об этом мы познакомим вас позже.

 

Эти трагические события сыграли резонанс по всей стране.

Написав диссертацию, работа будет допущена к защите.

В политике нельзя торопиться, иначе можно нарубить дрова.

2. Дайте толкования иноязычным словам.

ректор, моделировать, комиссионный, эссе.

3. Дайте толкования фразеологизмам.

Абсолютный нуль, боек на язык, галопом по Европам, посеять зубы дракона.

4. Перепишите, заменяя числа словами.

На 289 стадионах. Вместе с 762 зрителями.

5. Поставьте ударения в словах.

нефтепровод, добела, ракушка, облегчить.

6. Выберите правильный вариант:

займ - заем, свёкла - свекла, ходатайствовать – ходатайствовать, острие- остриё, играет значение – играет роль, звонит – звонит, туфля – туфель, кремень – кремень, каталог – каталог, прейскурант – прейскурант цен, ляг – ляжь, ехай – поезжай, бухгалтер – булгахтер, кто последний? – кто крайний?, подскользнуться – поскользнуться, искра – искра, напополам – пополам, чего ты делаешь? – что ты делаешь?, возвращаться со школы – возвращаться из школы, вышла из кабинета – отошла из кабинета, одержать успехи – одержать победу, черное кофе – черный кофе.

Из теста МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2004 г.

Правильные ответы

1. Перепишите предложения, исправляя речевые ошибки.

С этим мы познакомим вас позже.

Эти трагические события имели резонанс по всей стране.

После написании диссертации она будет допущена к защите.

В политике нельзя торопиться, иначе можно наломать дров.

2. Дайте толкования иноязычным словам.

Ректор - глава вуза, моделировать - создавать, комиссионный - уцененный, эссе - небольшое произведение, жанр прозы.

3. Дайте толкования фразеологизмам.

Абсолютный нуль - ничего не значащий, боек на язык - разговорчив, галопом по Европам - в спешке, поверхностно, посеять зубы дракона - зародить вражду.

4. Перепишите, заменяя числа словами.

На 289 стадионах - на двухстах восьмидесяти девяти. Вместе с 762 зрителями - с семьюстами шестьюдесятью двумя.

5. Поставьте ударения в словах.

Нефтепровод, добела, ракушка, облегчить, жалюзи.

6. Выберите правильный вариант:

заем, свёкла, ходатайствовать, остриё, играет роль, звонит, туфля, кремень, каталог, бухгалтер, прейскурант, ляг, поезжай, бухгалтер, кто последний?, поскользнуться, искра, пополам, что ты делаешь?, возвращаться из школы, вышла из кабинета, одержать победу, черный кофе.

 

 

Рекомендуем