Рената Литвинова - человек-аркестр

Вы здесь

28 Июл 2006 - 04:00

Она – сценарист, актриса, режиссер и телеведущая. Рената Литвинова – самая универсальная дива нашего кино. Это признают Кира Муратова, Рустам Хамдамов и Питер Гринуэй, у которого Литвинова сыграла в «Чемоданах Тульса Люпера».В июне выходит новый фильм с ее участием – мелодрама культового режиссера Алексея Балабанова «Мне не больно».- Рената, вашу героиню в новой картине Алексея Балабанова «Мне не больно» зовут Нателла Антоновна, и как сказано в релизе картины «она еще молодая, но уже скучающая женщина…»- Тата, ее зовут Тата... И совсем она не скучающая… Не хочу рассказывать сюжет заранее,это просто история о любви. Что очень нетипично для ЛешиБалабанова - человека, который снял фильмы «Брат», «Брат-2», «Война». А тут онвпервые берется за историю про любовь. Поэтому я думаю, это будет что-тоинтересное и парадоксальное. Очень пронзительное... Думаю, у Леши получится оченьхорошая картина.- Думаете, Балабанов блефовал, когда говорил, что он бы не стал делать фильм, если вы не согласились сниматься?- Нет, он точно не стал бы снимать. Чего ему блефовать? Он не такой мужчина. Он небожитель. Мне давно хотелось поработать с Лешей, мы давно знакомы, он мне интересен как режиссер, и в итоге случился этот проект – «МНЕ НЕ БОЛЬНО». Думаю, что Леша просто решил, что я идеально подхожу для роли Таты. Мне кажется, он захотел сделать что-то новое. Не циничное. Не брутальное. Совсем на себя непохожее.- Вы согласились сниматься в этом фильме из-за имени режиссера?- Меня заинтересовал этот проект в первую очередь из-за имени режиссера. Балабанов один из самых замечательных режиссеров на нашем пространстве. Если бы не он и продюсер Сергей Сельянов, я бы, конечно, не углубляла свой актерский путь. Не люблю быть актрисой. Я вижу себя в будущем как сценарист, режиссер, продюсер. То, что Балабанов вдруг запустился с фильмом про любовь, удивило многих. Леша ведь числился в брутальных режиссерах, очень жестких. Он всегда открывал мужчин-звезд: Сергея Бодрова, Алексея Чадова. Балабанов никогда не снимал женщин в главных ролях. Более того, он всегда сам писал сценарии своих фильмов. А тут вдруг взял чужой сценарий, очень мелодраматический, как, впрочем, и все истории любви. Банальный сюжет: встретились двое – она старше, он моложе ее намного, они влюбляются… Но все равно получился по-хорошему балабановский, мужской фильм-взгляд на любовь…- Вы пытались отказаться от роли?- Пыталась, но Леша сказал, что не будет снимать картину без меня. Не могла же я погубить его новый проект. Леша вообще любит, когда актер преодолевает трудности. Если погода холодная, а ты - в легкой кофте, он, конечно, не ограничится одним дублем. (Смеется.) Вот снимает мелодраму, а целоваться мне запретил. Сказал: «Ты всегда в чужих фильмах целуешся, но видно, что целуешь ты не по-настоящему». Приходилось искать другие средства художественной выразителности.- Говорят, что фильм Балабанова изначально назывался «Исповедь нежного сердца».- Да, но Леша его отверг. Вообще, он не любит, когда слишком подчеркиваются чувства, не любит утрирование, поэтому у него главные слова на площадке насчет актерской игры «Ну, ты перетопила», или «Нет, не дотопила» – и все, что лично для меня очень удобно. Ненавижу актеров, которые не знают, как играть, и изводят вопросом: «А что лежит в глубинном смысле этого образа»? Когда они начинают искать «эти зерна роли», во мне закипает ненависть. Балабанов никогда «эти» зерна с актерами не ищет, и Кира Муратова тоже не ищет, и Гринуэй никогда не искал.- Правда ли, что вас приглашал Рашид Нугманов на одну из ролей в фильм «Игла», где главную роль играл Виктор Цой?- Да, и я отказалась.- Почему?- Я страшно презирала актерский труд.- Но все же согласились в свое время сняться у Киры Муратовой в «Увлечениях»…- Как я могла у нее отказаться сниматься? Я вообще ее считала гением. И сейчас я считаю, что она выдающаяся, одна из самых дерзких женщин в кино. Посмотрите, из того поколения, может, она одна и осталась. Когда «Настройщик» показали на Венецианском фестивале, публика 15 минут аплодировала. Жалко, что картина не была в конкурсе.- Вы сейчас еще снялись в новом фильме Киры Муратовой «Еще две истории»…- Да, я там играю, страшно сказать, работницу трамвайного депо.- Свои сценарии вы пишете от руки или на компьютере?- На компьютере.- Помните первое, что написали в своей жизни?- Что-то было про какие-то гонки, какая-то девушка на дороге. Машины. Это было в школе. У меня была тетрадочка, и я даже зачитывала ее.- Кому?- У меня были какие-то почитатели таланта в школе.Как реагировали?Страшно. Говорили: «Когда будет продолжение? Что там дальше произошло?»- Успешных не любят, а вы чувствуете завистников?- Ну да… Понимаете, есть семь смертных грехов, и все я их испытывала. Ну, кто-то с ними борется, кто-то с ними не борется. Алчность, зависть, гордыня, что угодно. Значит, мне надо перенести это. В данном случае это так. Значит, это такой урок.- Раньше вы говорили, что пользуетесь духами «Красная Москва», это привычка до сих пор осталась?- Да у меня и сейчас в сумочке лежит «Красная Москва». Это же очень хороший парфюмер придумал рецепт, только сейчас там очень дорогостоящие ингредиенты заменены на химические. И чуть-чуть, конечно, другой запах.- Рената, а вы не хотели бы написать книгу?- Этим же надо заниматься. Я не могу так, между делом.- А в театре вы хотели бы что-нибудь поставить?- Нет. Все-таки я жертва кинематографа.- Вы говорите, что фильм Балабанова о любви, и вы играете любовь... А что это такое?- Мне кажется, что человек, который не разу не полюбил в своей жизни... это как-то даже странно - а для чего же он тогда родился? Для того, чтобы ненавидеть, что ли? Хотя бывают и такие. Все очень субъективно. Любовь Таты - огромная, большая. Моя героиня находится в таком состоянии, что любит последний раз. Я всегда играю любовь во всех своих фильмах… Иначе неинтересно.Внимание!У вас есть шанс увидеть фильм «Мне не больно» за месяц до премьеры фильма в России и рассказать об этом всем!На предпремьеру фильма бесплатно попадут самые активные пользователи Интернета! Текст: Маша Иванова