Перейти к основному содержанию
Главная
Интересный портал

Основная навигация

  • Главная
  • Авто и мото
  • Бизнес и деньги
  • Дом, ремонт и стройка
  • Здоровье и красота
  • Игромания
  • Интернет и компьютеры
  • Кино и сериалы
  • Кухня и рецепты
  • Любовь и семья
  • Мир
  • Музыка
  • Отдых и путешествия
  • Спорт
  • Стиль и мода
  • Техника
  • Учеба
Меню учётной записи пользователя
  • Войти

Строка навигации

  1. Главная
  2. Техника

Первые тепловозы СССР

04 июля 2025 - 15:46

Первые десятилетия XX века ознаменовались бурным развитием железнодорожного транспорта, и в СССР этот процесс шел особенно активно. 

После Октябрьской революции страна унаследовала огромный парк паровозов дореволюционной постройки, но уже в 1920–1930-х годах стало очевидно, что паровозы имеют серьезные недостатки: высокие расходы топлива и воды, сложность обслуживания и сравнительно невысокий КПД. Советское руководство поставило задачу начать переход на тепловозную тягу.

Первые шаги

Первым опытным тепловозом в Советском Союзе принято считать тепловоз Щэл1 (или Щелково–Электрический №1), созданный в 1924 году инженером Я.М. Гаккелем. 

Щэл1

Щэл1 был по сути тепловозом с электрической передачей: дизельный двигатель приводил в движение генератор, который питал тяговые электродвигатели на осях. Хотя этот проект остался в единственном экземпляре и не пошел в серию, он стал важнейшим шагом на пути освоения новых технологий.

Следующим значимым этапом стала разработка тепловоза типа «ВЭЛ» (Второй Электрический Локомотив), который также был создан на основе дизель-электрической схемы. 

Однако по-настоящему массовое строительство тепловозов началось только в 1930-х годах, когда в стране появилась необходимость перевозить значительные объемы грузов в удаленные районы с дефицитом воды и угля.

Первый серийный тепловоз – «Ээл»

Одним из первых серийных советских тепловозов стал тепловоз Ээл2, построенный в 1933 году на Коломенском заводе. Он имел электрическую передачу и дизель мощностью 1 200 л.с. Для своего времени это была передовая техника, но производство таких локомотивов оказалось крайне сложным: требовались высокоточные дизели большой мощности, которых отечественная промышленность еще не выпускала в достаточном объеме.

Ээл

Ээл2 и его модификации использовались на железных дорогах, но их эксплуатация была в значительной степени экспериментальной. Тем не менее опыт их создания и работы сыграл решающую роль в подготовке промышленности к выпуску тепловозов уже после войны.

Преимущества тепловозной тяги

Почему СССР стремился заменить паровозы тепловозами? На это было несколько причин:

  • Экономичность: тепловоз расходует меньше топлива по сравнению с паровозом.
  • Автономность: не требуется запас воды, что важно в районах с малым количеством станций водоснабжения.
  • Снижение эксплуатационных расходов: упрощается обслуживание, повышается надежность.
  • Унификация систем передачи: появление дизель-электрической схемы позволило использовать опыт, накопленный при электрификации дорог.

Значение первых тепловозов

Первые тепловозы СССР, несмотря на технические трудности и ограниченные серии, заложили фундамент для создания современных локомотивов. После Великой Отечественной войны промышленность страны была уже лучше подготовлена к их массовому производству: к концу 1940-х и в 1950-е годы появились тепловозы серий ТЭ1, ТЭ2, которые стали основой советского локомотивного парка.

Таким образом, опыт первых опытных и серийных тепловозов 1920–1930-х годов стал важнейшей вехой в истории отечественного машиностроения и железнодорожного транспорта.

По материалам https://locopark.ru/

Рубрика
Техника

Теги

  • поезд
Автор
Ревягин Арсений
  • Добавить комментарий

Популярное

Что нужно сдавать на автомеханика после 9 класса
Норма площади на 1 человека в офисе
Таблица толщины лакокрасочного покрытия автомобиля
Как стать парикмахером с нуля
Какие акции выгодно купить сейчас

Свежее

Ключевые особенности фильмов в стиле фэнтези
Какие двигатели используются в промышленных газопоршневых электростанциях?
Сферы применения алюминиевого профиля
Первые тепловозы СССР
Как получить бусты в ТГ – выпрашиваем голоса каналу для сторис

Рекомендуем

RSS-лента

Информация

  • Партнеры
  • Политика конфиденциальности
  • Правила