Актуальное кино. Международный кинофестиваль открывается в Москве

Вы здесь

19 Июн 2008 - 04:00

На Московском международной кинофестивале простому зрителю лучше смотреть внеконкурсную программу, на ней будут несколько фильмов-победителей Каннского, Берлинского, Венецианского и других известных кинофестивалей, и эти ленты не обязательно попадут в российский прокат.

О некоторых из них рассказывает кинокритик, отборщик внеконкурсной программы Петр Шепотинник: «"Золотой медведь" достался в этом году бразильцу Жозе Падилья за его фильм "Элитный отряд". Эта картина у нас будет показана. Фильм Тодда Хейнса, который тоже имел колоссальный успех на Венецианском кинофестивале, — "Меня здесь нет" — своеобразная, в высшей степени отвязная биография Боба Дилана, представленная как портрет, состоящий из самых разных частей мозаики, которая является составными частями творчества музыканта, с точки зрения Тода Хейнса. В частности, там одну из ролей Боба Дилана играет Кейт Бланшет, другую роль — Боба Дилана (хотя там нигде не сказано о том, что это именно Боб Дилан, при том что постоянно звучат песни Боба Дилана, и мы понимаем, что это Боб Дилан и есть), — Хит Леджер (Heath Ledger), он сыграл свою последнюю роль. Картины, естественного, с Берлинского фестиваля. Несколько картин, которые были только что в Канне, тоже имели там большой успех, в частности, "Молчание Лорны" братьев Дарденн. В последнюю секунду нам удалось договориться по поводу московской фестивальной премьеры фильма "Тюльпан" Сергея Дворцевого, который получил в этом году главный приз программы Каннского фестиваля "Особый взгляд"».

Основной конкурс — это дело профессионалов, которые решат, кому достанется «Золотой Георгий». Говорит отборщик фестиваля, кинокритик, президент Международной Федерации кинопрессы (ФИПРЕССИ — Fédération Internationale de la Presse Cinématographique) Андрей Плахов, который считает, что и для любителей кино конкурсная программа будет небезынтересной: «Например, кто любит классические экранизации, могут вполне посмотреть фильм Сергея Овчарова "Сад" — это экранизация чеховского "Вишневого сада", но необычная экранизация. Или фильм "Простая душа" француженки Марион Лэйн по Флоберу. Есть остросовременное кино — и по стилю, и по сюжетам, такие фильмы, как "Абсурдистан" немца Файт Хелмера, картина снята в Азербайджане, как это ни странно, на русском языке. Или могу назвать такой фильм, как "Мао Цзэдун" албанского режиссера Бесника Биша — это необычный случай, когда в конкурсе участвует фильм из Албании. Здесь политические сюжеты или связанные с политикой, как, например, израильская картина "Для моего отца" — это фактически сюжет "Ромео и Джульетты", разыгранный в ситуации современного палестино-израильского конфликта. Или китайским фильм "Война на другом берегу" — попытка реконструировать китайско-японскую войну, которая произошла еще в 30-е годы, и то, как это отразилось на жизни простых шанхайцев. Действие происходит в Шанхае, в городе, который сегодня переживает грандиозные метаморфозы и в то же время вспоминает о своем прошлом».

— У отборщиков на каждом Московском кинофестивале есть какая-то главная идея. Существовала ли она на этот раз?
— В прошлом году мы пытались сделать акцент на русскоязычном кино, то есть снятом в разных странах, иногда даже в Италии. В этом году идея была в том, чтобы собрать просто современное актуальное кино, не обязательно по сюжетам, хотя тоже желательно, но прежде всего по форме. И вместе с тем достаточно коммуникативное, чтобы устанавливать контакт с аудиторией.

30-й ММКФ откроется американским фильмом «Хэнкок», в котором будут элементы анимированного комикса, а главную героическую роль малообаятельного алкоголика исполняет Уилл Смит. Рассказывает Андрей Плахов: «Этот фильм нам предложила компания Columbia. Это очень важно, чтобы открытие прошло празднично, — фестиваль юбилейный, — чтобы это была мировая премьера. Это действительно мировая премьера, фильм выходит за несколько недель до американского проката и, естественно, до российского. Поэтому предпринимаются беспрецедентные меры предосторожности против видеопиратства, даже изымаются, конфискуются (на время, естественно) мобильные телефоны на пресс-показе и, вероятно, на большом показе тоже. Но главное, что приедут звезды, занятые в этом фильме — Уилл Смит и Шарлиз Терон, а это придает открытию торжественность и звездность желаемую. Притом что мы прекрасно понимаем, звезды нужны не сами по себе, а они нужны для того, чтобы привлекать публику к фестивалю и привлекать ее внимание как раз к фильмам, где нет звезд, но где есть какие-то художественные открытия».

О соотношении внеконкурсной и конкурсной программ на тридцатом ММКФ размышляет историк кино, арт-директор компании «Другое кино» Ян Левченко: «Вопрос о конкурсной программе Московского международного кинофестиваля в этом году довольно сложен. Причем не по той причине, что она слабая или, наоборот, слишком сильная, а потому что она загадочная. Я в конкурсной программе нашел несколько названий, которые мне лично, как зрителю и как человеку, имеющему прямое или косвенное отношение к киноиндустрии, интересны, но я практически ничего не знаю о режиссерах. Я ориентируюсь исключительно на синопсис. Я ориентируюсь на то, что мне уже известно об этих фильмах, и то это знание не столько системно, сколько отрывочно и почерпнуто из каких-то информационных рассылок с иностранных сайтов. И мне представляется, что это отражает определенную тенденцию, которая сейчас начинает постепенно выкристаллизовываться на площадке Московского кинофестиваля, а именно: создание кинофестиваля принципиально авторского, даже, я бы сказал крамольное слово, арт-хаусного типа. Потому что фестиваль премиум-класса (не очень понятно, что это такое, но периодически такая формулировка сплывается), фестиваль класса "А" (что более понятно и к Москве, скорее, отношения уже не имеет) — это, я бы сказал, утопии, с которыми постепенно Московский кинофестиваль расстается. Это некая объективная реакция, которая настигла Московский кинофестиваль спустя полтора десятилетия его сомнительного существования после, условно говоря, падения Берлинской стены. Последние пять лет можно было наблюдать, как постепенно внеконкурсная программа перетягивает на себя основное внимание зрителей. На Московский кинофестиваль люди ходят не для того, чтобы смотреть конкурс и за кого-то болеть, а для того чтобы посмотреть параллельные программы и покусать локти из-за того, что они куда-то не успели. И, собственно говоря, не всегда ты можешь быстро ответить на вопрос, кто же состоит в этом году в жюри конкурса. Вот я знаю, что там в этом году Михаэль Главоггер, австриец, Лив Ульман и Ирина Розанова. На этом юбилейном фестивале нет ощущения юбилея, а есть ощущение работы, есть ощущение процесса, интриги. На эти фильмы хочется ходить, поскольку ты понимаешь, что ты никогда их больше не увидишь. Это кино, которое в России не продается, и не потому, что его не хотят смотреть, а потому что дистрибьюторы думают, что оно никому не нужно».

Главная фестивальная площадка — кинотеатр «Октябрь», некоторые внеконкурсные программы пройдут в кинотеатре «Художественный», а программа российского кино по традиции будет идти в Доме кино.