Истории ограбления столичных музеев

Вы здесь

19 Июл 2007 - 04:00

Из заявления первого вице-премьера Дмитрия Медведева на заседании комиссии по охране культурных ценностей в минувший вторник следует, что за последние 80 лет из российских музеев исчезло более 160 тысяч экспонатов. Крадут произведения искусства или пытаются украсть очень часто. Ведь их стоимость превышает миллионы долларов и продолжает беспрерывно расти.

 

Напомним, что проверять музеи стали, когда выяснилось, что был похищен 221 экспонат из Эрмитажа. В ходе расследования стало известно, что к исчезновению предметов искусства непосредственное отношение имела сотрудница музея, которая скоропостижно скончалась от инфаркта. Позже выяснилось, что супруг покойной хранительницы также причастен к краже. Его признали виновным в хищении ценностей на сумму 15 миллионов рублей и приговорили к пяти годам лишения свободы с выплатой компенсации в размере 7,4 миллионов рублей.

 

Между тем, сотрудники столичных музеев уверяют, что подобные кражи редкость.

 

"Был у нас один реставратор, - рассказывает сотрудница одного из крупнейших музеев, - проработал всего месяцев девять… Но его даже "нашим" считать нельзя". Так в 60-х годах в государственном музее им. А.С.Пушкина появился новый сотрудник. Допуск в залы с экспонатами он не имел, но когда у смотрителей и администраторов были выходные, он мог свободно ходить по залам. В то время из Одессы привезли два полотна, которые, как выяснилось, принадлежали кисти фламандского живописца Антониса Ван Дейка. В день, когда у смотрителей залов был выходной, реставратор похитил одну из картин. "Мы не сразу заметили пропажу. Картины маленькие. Один из посетителей обратил внимание на веревки на стене и спросил, где находится картина". По горячим следам преступник был пойман и, хотя он уже успел продать ее иностранному коллекционеру, картину удалось вернуть музею.

 

В библиотеке Салтыкова-Щедрина в Петербурге в свое время существовал целый "канал сбыта" исторических ценностей. Там мошенники не были слишком изобретательны: они попросту вырывали из старинных книг гравюры, имеющие ценность и продавали. Сложность этих преступлений заключалась в том, что пропажи обнаруживались лишь спустя какое-то время, когда книги выдавались читателям. Этот "канал" так и не был раскрыт, а гравюры не найдены, сокрушается собеседница Дней.Ру.

 

Хранители памятников искусств говорят, что везде бывают свои воры, и в музеях тоже. Но это, скорее, исключение, нежели правило. "Об этом говорить, конечно, нежелательно…", но не поделиться невозможно – наболело.

 

"Большинство музейных краж восходят к 20-30-м годам, но кражами их в полной мере назвать нельзя. Все шло сверху". В то время у власти был Иосиф Сталин, в стране походила индустриализация, на которую были необходимы денежные средства. Тогда и стали продавать музейные экспонаты. "Продавали за бесценок и увозили. Иностранцы не верили своему счастью". Сотрудники музеев, в том числе и Эрмитажа, старались спрятать экспонаты, чтобы чиновники не успели их продать. А то, что продано, теперь называют "кражами" и "пропажами", порой обвиняя все тех же сотрудников.

 

Сейчас по всей России идут проверки: за полгода проверено 600 музеев. Но к проверкам сотрудники относятся спокойно: "Это у них в Эрмитаже стащили и бросили". В другом музее нам заявили: "Сейчас у нас не грабят!" Не грабить-то, может быть, и не грабят, однако охрану усилили. Десяток людей в форме стоит на входе в здание, столько же - на выходе. Но это 80 лет спустя.