Свой среди своих

Вы здесь

21 Июн 2007 - 04:00

Новый главный тренер московского «Спартака» Станислав Черчесов приступил к исполнению своих обязанностей. Как известно, знаменитый в прошлом вратарь сменил Владимира Федотова. Если как футболист он хорошо известен болельщикам, то о его тренерских качествах могут судить далеко не все. Единственное, что обнадеживает поклонников самого титулованного клуба страны: Черчесов – настоящий спартаковец.

 

Станислав Черчесов вернулся в родной «Спартак» в мае прошлого года, вскоре после громкой отставки Александра Старкова. Тогда многие ожидали, что руководство красно-белых именно ему доверит управление командой. Однако хозяин клуба, бизнесмен Леонид Федун решил по-другому. Черчесов был назначен спортивным директором, а опытного Владимира Федотова утвердили в должности главного тренера (до этого он руководил с приставкой «и. о.»). Такое решение многие эксперты объясняли нехваткой тренерского опыта у экс-вратаря «Спартака». Да и с российской действительностью он был знаком слабо. Начиная с 2002 года постоянно жил и работал в Австрии. Получив там лицензию, стал тренером в скромном любительском «Куфштайне», а потом чудесным образом оказался в инсбрукском «Тироле». Именно «Тироль» оказался последним местом работы Черчесова перед возвращением в Москву. Надо отметить, что он был едва ли не единственным отечественным специалистом, который руководил клубом довольно сильного европейского чемпионата. Хотя, конечно, сложно сравнивать чемпионаты Австрии и России. Как, впрочем, возможности «Спартака» и «Тироля». Понятно, что возглавлять самую популярную команду огромной страны с многомиллионным бюджетом гораздо заманчивее и престижнее, хотя в то же время и труднее. Возможно, еще и поэтому бывший вратарь решил поменять тренерскую роль на менеджерскую. По всей видимости, Черчесов и впрямь захотел набраться опыта за спиной Федотова, присмотреться к российским реалиям.

 

Пока можно только гадать, чему научился Черчесов за минувший год. Он сам признается, что на тренировках в Тарасовке бывал редко, постоянно находясь в командировках и разъездах, поэтому полного представления о состоянии дел в команде пока не имеет. По его словам, главную причину кризиса еще только предстоит отыскать. Черчесов осторожен и в прогнозах. Оценить уровень подготовки своих подопечных он готов лишь в начале июля, после того, как «Спартак» вернется с подготовительного сбора в Австрии. В общем-то ничего интересного и обнадеживающего для болельщиков клуба новый наставник не сказал. Обыкновенные, дежурные слова, которые найдутся в арсенале любого тренера в подобной ситуации. И в этом смысле, возможно, Черчесов не оправдывает те ожидания, которые с ним связываются. Ведь не секрет, что многие поклонники «Спартака» видят в нем, если так можно выразиться, второго Романцева, человека, не равнодушного к красно-белым символам и традициям, который железной рукой наведет в команде порядок и вдохнет в нее былой спартаковский дух.

 

В принципе это единственный плюс Черчесова – его почти абсолютно спартаковское прошлое. В клуб он пришел еще в 1984 году по приглашению Константина Бескова. Тогда еще играли Юрий Гаврилов, Федор Черенков, а также нынешний гендиректор красно-белых Сергей Шавло. Молодой голкипер целых четыре года просидел в глухом запасе за великим Ринатом Дасаевым, но потом на один сезон ушел в столичный «Локомотив» к Юрию Семину. В чемпионате страны 1988 года железнодорожники вместе с Черчесовым выступили неожиданно успешно. Бессменный страж спартаковских ворот Дасаев к тому времени уже уехал покорять испанскую «Севилью», и неудивительно, что возглавивший вместо Бескова «Спартак» Олег Романцев вернул вратаря в Тарасовку. После этого к нему пришло настоящее, всесоюзное признание. Он дважды (в 1989 и 1990 годах) признавался лучшим вратарем страны, а когда национальную сборную возглавил Анатолий Бышовец, получил приглашение и в нее. Уехав в 30 лет за границу, он не затерялся, как многие наши футболисты, и на Западе. Здорово выступал в Германии за дрезденское «Динамо», потом в Австрии за тот же «Тироль». Сумел быстро выучить немецкий язык и комфортно обустроить свою жизнь. Для спартаковских болельщиков он всегда был своим, но опыт работы в Европе может помочь ему быстро найти общий язык и с многочисленными легионерами. Тем более что Черчесов всегда слыл общительным и коммуникабельным человеком.

 

Впрочем, некоторые критики считают, что главная проблема нынешнего «Спартака» была вовсе не в Федотове, и его сменщику (особенно на первых порах) придется столкнуться с теми же проблемами – слабым подбором исполнителей (особенно если учесть, что «Спартаку» предстоит играть в Лиге чемпионов), а также совсем не немецкой игровой дисциплиной. Возможно, частично решить первую проблему Черчесов сможет в период летних дозаявок, который не за горами. Решение второй проблемы полностью зависит от новоиспеченного наставника. Надо полагать, что это и станет для него главным испытанием в новом качестве. Считается, что у Черчесова жесткий и решительный нрав, и в этом он полная противоположность мягкому Федотову. Однако так ли это, покажут только время и результаты работы.