Шарм в гипсе

Вы здесь

Просмотров:
3

После показа нового фильма Киры Муратовой "Два в одном" по сценарию Ренаты Литвиновой и Евгения Голубенко один уважаемый критик заключил: "Муратова стала меньше ненавидеть людей".

 

Трупов в ее картине всего два. В первой новелле, где действие происходит в театре перед началом спектакля, обнаруживают актера, повесившегося на декорациях; потом прямо перед приездом милиции на голову театрального уборщика роняют молоток. Они живописно лежат на сцене (один - весь в крови, другой - в гриме Пьеро), но спектакль цинично решают не отменять: билеты-то распроданы. И вот гаснет свет, открывается занавес, начинает падать снег, мы видим очень богатый дом с дворцовыми интерьерами в бесконечных комнатах. И двух его обитателей: старого ловеласа (его почему-то называют самым лучшим мужчиной города), в свои 65 лет не желающего мириться с одиночеством и продолжающего искать женщину своей мечты, и его взрослую красавицу дочь, которую он периодически пытается склонить к сожительству. К чести сценаристов и режиссера - безуспешно.

 

Дочь играет Наталья Бузько (актриса живет в Одессе, начинала как мим, прославилась после фильмов Муратовой). В образе "лучшего мужчины города" предстает Богдан Ступка. В новогоднюю ночь его персонаж ставит дочери условие: или она приводит ему какую-нибудь женщину, или ложится в постель с ним сама. Иначе он переписывает завещание на библиотеку. И она приводит подругу в исполнении Ренаты Литвиновой. Та ничему не удивляется, воспринимает происходящий сюр как нечто обыденное, только смеется каждые три минуты, пытаясь подыгрывать герою в его безумных выходках. Герой Ступки ведет себя как патологически больной человек и с девушками особо не церемонится.

 

После фильма на вопросы журналистов Кира Муратова отвечала сначала спокойно, но потом - с плохо скрываемым раздражением.

 

- Возражал ли мне Богдан Ступка на съемках? Никогда. Прочитав сценарий, он сказал, что он в восторге и что наконец получил такую роль, о которой давно мечтал. Он не спорил ни из-за одной сцены, он вообще никогда не спорит. Но всегда непременно еще что-нибудь придумывает и предлагает. И не только для себя, но и для других персонажей.

 

Все три главных актера (Богдан Ступка, Рената Литвинова и Наталья Бузько. - Прим. ред.) сразу встали на свои места. Рената Литвинова изначально пишет для себя, она обязательно должна играть в фильмах по своим сценариям, потому что лучше ее никто это не сыграет. Надо только успеть ее снять, пока она в нужной для данной роли форме находится. Не могу даже представить ситуации, в которой мне пришлось бы искать для них замену. Ну вот руки поломали оба во время съемок (Рената Литвинова и Богдан Ступка. - Прим. ред.), и мы тогда немножко им подыграли - я люблю использовать жизненные ситуации в профессиональном существовании актеров. Недостаток нужно превращать в достоинство и использовать как еще одну краску. (Рената Литвинова почти весь фильм действительно ходит в гипсе на руке, что постельным сценам придает дополнительный шарм, а Богдан Ступка, загипсованный по пояс, в финале картины моется в ванной, но это лишь самые невинные странности фильма. - Прим. ред.).

 

Герой Богдана Ступки должен вызывать переживания, как в калейдоскопе. Иногда его жалко: что ж, таких много, только одни это тщательно скрывают, а другие выпячивают. Это мне и нравится, и это мне хотелось передать. Я хотела ко всем персонажам относиться по-человечески. Я не имею права давать людям окончательные оценки. Они же не убийцы. Хотя даже у убийцы автор должен быть адвокатом.

 

Стала ли я сейчас меньше ненавидеть людей? Я же человек. Не медуза, не кошка и не Господь Бог, который один имеет право говорить: людей люблю, людей не люблю... Я некоторых люблю, некоторых нет, а в целом сама постановка вопроса неправильная. Мне часто такой вопрос задают: вы ставите диагноз обществу? Не ставила никогда. И людей никогда не ненавидела. Я всегда стараюсь искать причины зла в самой себе.