Ридли Скотт

Вы здесь

Просмотров:
8
Ридли Скотт

Один из самых известных "визуалистов" мирового кино Ридли Скотт родился 30 ноября 1937 года в Англии. Детство свое он провел на родине и в Германии. Основы типичного "скоттовского" стиля были заложены еще во время обучения в Колледже искусств Вест Харпула и в Лондонском Королевском Колледже искусств. Параллельно Ридли посещал специализированные кинокурсы.

В 1958 году Скотт снимает на пленке 16 мм свою первую кинематографическую работу - короткометражку "Мальчик на велосипеде", в которой чувствовалось влияние английского "свободного кино" и так называемого "кинематографа рассерженных" с его ориентацией на документальную манеру. Главную роль в ленте сыграл младший брат Ридли Тони, впоследствии так же пошедший по его пятам и ставший режиссером. К числу его лучших работ относят в первую очередь "Последний бойскаут" (The Last Boyscout, 1991) с Брюсом Уиллисом и Дэймоном Уэйансом в главных ролях.

В этой ленте Тони удалось найти ту золотую стилистическую середину между жестким боевиком и психологическим, почти мелодраматическим фильмом, которая так давно ускользала от него и в "Супер-асе" (Top Gun, 1986), и в "Днях грома" (Days of Thunder, 1990). Последнюю картину критики просто разнесли в пух и прах за чрезмерное увлечение клиповой техникой съемки и монтажа. Так или иначе, но Тони так и не смог подняться до уровня старшего брата. Интересно, что "Последний бойскаут" по сборам оказался почти на равных с "Черным дождем" - полицейским детективом Ридли Скотта и не самой лучшей его картиной.

Однако пик творчества был еще впереди. В 1982 году Скотт снимает еще один фантастический фильм, ставший не просто этапным, но давший толчок к созданию нового жанрового направления в "sci-fi" - "кибер-панка". Лента, снятая по роману Филиппа Дика "Мечтают ли андроиды об электрических овцах?" 1968 года, стала для Скотта самой сложной и выстраданной . Фильм пережил шесть различных версий - рабочую, фестивальную (для КФ в Сан-Диего), американскую прокатную (все 1982 года), телевизионную (1986), международную прокатную (1987) и авторскую (1992).

Именно последняя и стала общепризнанным шедевром и лидером видеопродаж, ибо ничто в ней не нарушало характерную для "кибер-панка" полицентричность повествования (в прокатной версии, "исправленной" продюсерами ее нарушали закадровый монолог главного героя и яркий "природный" хэппи-енд). Атмосфера film noir 40х, прически из панкующих 70х, странная языковая смесь обитателей мегаполиса будущего, намеки на репликанство Декарда и способность репликантов к эмпатии (состраданию) - вся эта эклектика имеет в "Бегущем по лезвию бритвы" одну объединяющую черту - единство временного пространства, отчего будущее не кажется недостижимо далеким.

Эта лучшая, по мнению многих, картина Ридли Скотта в полной мере раскрыла его талант художника, певца визуальной поэзии кинематографа, через образы на экране способного передать стройную систему взглядов и умозаключений. "Блэйд-Раннер" (английская транскрипция названия фильма) так и господствовал в "кибер-панке" вплоть до появления на экранах "Пятого элемента" (The Fifth Element, 1997) Люка Бессона, реализующего полицентричность не через единство временного пространства, а посредством утверждения принципиальной мелочности любого существа в масштабах Вселенной. Кроме всех прочих последствий создания "Бегущего..." он открыл путь в актерскую элиту Голливуда Харрисону Форду, доказавшему, что он способен играть не только космических ковбоев, но и серьезные драматические роли.

Творческий кризис Скотта усугубился в его следующей картине - полицейском детективе ""Черный дождь"" о командировке американского полицейского в Японию. В этой ленте разрыв визуальной и сюжетной составляющих достиг своего апогея. Экранная картинка стала настолько самодовлеющей, что пара полицейских выглядела явно не к месту в загадочной, наполненной огнями, тенями, туманами и дымами атмосфере трущоб японского метрополиса. Снова неудача!

Однако долго это продолжаться не могло. В 1991 году поиски удачной комбинации жанров привели к тому, что Ридли Скотт снял мощнейший феминистский блокбастер "Тельма и Луиза", ставший одним из суперхитов кинопроката того года. Начинающаяся как драма о нелегкой женской судьбе к своему финалу картина превращается в сагу о победе духа над реальностью.

Погибая в финальном взрыве, героини тем самым одерживают победу над преследователями, взмывая в высшие пределы. Снятая с профессионализмом, граничащим с гениальностью, картина заслуженно получила шесть номинаций на Оскар, включая отдельную - Ридли Скотту как режиссеру.

В 2000 году Скотт становится режиссером блокбастера от Dream Works о временах Римской империи "Гладиатор" с Расселом Кроу в главной роли. В этом высокобюджетном "пеплуме" Скотт наконец то нашел точку равновесия между голливудскими стандартами и собственной стилистической доминантой. Кассовый успех фильма, собравшего на сегодняшний день почти $190 000 000 при бюджете в $103 000 000, позволил достаточно быстро вернуть режиссеру утраченное имя.

Очень красиво поставленная, с явным упором на европейскую школу кинематографа, с отличными актерскими работами (особенно Хоакин Феникс в роли Коммода), картина стала основным претендентом на получение главного Оскара-2001, собрав в свой актив 12 номинаций.

Подобный успех режиссера, на которого многие уже закрывали глаза, позволил ему резко вернуться в голливудскую элиту и стать чрезвычайно востребованным (планировалось, что именно он станет режиссером третьей части "Терминатора", но в итоге отказался, предпочтя другой сиквел). В этом году он поставил продолжение одного из лучших триллеров 90х "Молчание ягнят" (The Silence of the Lambs, 1991) - "Ганнибал".

Фильм стал кассовым хитом, собрал на сегодняшний день более $150 000 000 и привел Скотта на восьмое место в списке самых кассовых режиссеров мира. Однако в нем вновь чувствуется потеря режиссером самобытности и стилистической изюминки. Отзывы критиков только подтверждают это. Жаль, но кажется Ридли Скотт вновь, после резкого возвращения из творческой ямы, стал постепенно скатываться в нее.

Следующий его проект - военная драма Black Hawk Down. В планах - детские приключения "Капитан Кидд" и фантастика Айзека Азимова The End of Eternity с Гэри Олдмэном в главной роли. Боюсь, что может повториться трилогия "1492: Завоевание рая"-"Белый шквал"-"Солдат Джейн". По крайней мере, не единым Скоттом жив кинематограф, есть ведь еще его сын Джэйк, пошедший по стопам отца. Начало - "Планкетт и Макклейн" (Plunkett & Macleane, 1999) - оказалось достаточно удачным.