Кто встанет в позу микеланджеловского Давида

Вы здесь

Просмотров:
1

Отдаленные признаки грома возникли среди, казалось бы, ясного неба. О том, что усадьба Вяземских-Долгоруких в Малом Знаменском переулке входит в нынешнюю территорию Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина, сомнений не было. Директор музея Ирина Антонова неоднократно говорила, что есть план реставрации этого старинного здания наряду с другими, которые в будущем должны составить "музейный городок". Хотя до столетия ГМИИ, которое должно праздноваться в 2012 году, осталось всего ничего, денег государство не выделяет.

 

Тем не менее, в последние годы было открыто новое здание Музея личных коллекций, в старое переехала уникальная коллекция живописи XIX-XX веков, появился детский центр искусств "Мусейон". Но за сто лет здание "заболело", - под ним проходит метро. Когда Иван Цветаев создавал музей, в нем было 9 тысяч экспонатов, сейчас почти 700 тысяч, из которых полутора миллионам посетителей в год доступен всего один процент. Как говорит Ирина Антонова, при наличии соответствующих площадей можно создать еще одну полноценную экспозицию. Если иметь в виду капитальный ремонт основного здания, то не обойтись без нового фондохранилища. Коллекция ГМИИ - это памятники истории культуры семи тысяч лет. Нынешние условия хранения произведений искусства, суммарная рыночная стоимость которых не поддается исчислению, не соответствуют их ценности.

 

Можно представить ужас сотрудников и руководства музея, когда до них дошел слух, что на бывшую усадьбу Вяземских-Долгоруких, где в советское время был музей Маркса - Энгельса, а в 90-е годы - Дворянское собрание, доведшее здание до руин, претендует Московская патриархия, нуждающаяся в административном помещении. Говорят, что соответствующее постановление уже лежит на столе президента. Экспансия РПЦ известна. Но усадьба Вяземских-Долгоруких никогда не принадлежала церкви. Земля и строения в виду Кремля - столь лакомый кусок, что можно забыть о нуждах культуры. Но можно оценить стоимость хранящихся в ГМИИ шедевров, соотносимую с нефтегазовыми запасами государства. Поэтому там состоялось срочное заседание рабочей коллегии Федерального агентства по культуре и кинематографии совместно с попечительским советом и правлением фонда поддержки музея, на котором определялось его будущее.

 

О том, что ГМИИ им. Пушкина находится на пределе своих возможностей, говорили все. При том, что есть резервы для превращения музейного комплекса в культурную жемчужину столицы. На месте примыкающей к музею неработающей бензоколонки можно выстроить современный музей новейших течений. Бывший дом Голицына, где сейчас располагается Институт философии, руководство Академии наук готово уступить музею при условии получения другой площади. Фонд поддержки музея, частные структуры готовы оплатить проекты реконструкции, привлечь самых крупных архитекторов.

 

Смущает одно. Из бюджета строчка финансирования ГМИИ исчезла вообще. Между тем проект реконструкции к 100-летию музея оценивается в 9,5 миллиарда рублей. Еще 3 миллиарда стоит проект, разработанный до 2017 года. Никакой частный инвестор таких затрат не потянет. Участие государства необходимо, но готово ли оно к этому? Заместитель председателя Комитета по культуре Госдумы Александр Тягунов выразил в этом сомнение: бюджет страны на ближайшие три года ничего подобного не предусматривает. Мудрый Зураб Церетели, принимавший участие в обсуждении, заметил, что на опыте Академии художеств прекрасно знает, что ни одно решение сегодня не принимается без личного вмешательства президента страны. Поэтому надо подготовить письмо ему, всем подписать, а Михаил Швыдкой выступит в роли почтальона. С чем все и согласились.