"Меня всегда интересовал мир разведки"
- Между первой и второй вашей режиссерской работой промежуток в 13 лет. Почему?
- У меня не было никакого желания становиться за камеру до тех пор, пока я не прочитал сценарий Эрика Рота "Ложное искушение", входивший в десятку лучших непоставленных сценариев Голливуда. Это драматург, написавший Спилбергу "Мюнхен", а Земекису - "Форреста Гампа". О его сценарии о зарождении ЦРУ слышали все, но за него никто не рисковал браться. Несколько знаменитых режиссеров покушалось на него, но сдвинуть дело с мертвой точки так никто и не смог. А сейчас Эрик пишет сценарий продолжения.
- Снимать тоже будете вы?
- Хотелось бы снять и вторую часть, и третью, но не знаю, насколько это реалистично. Режиссура отнимает слишком много энергии. Иногда чувствую, что не справляюсь с таким объемом работ. Слишком много всего валится на режиссерскую голову.
- По картине заметно, что вы испытываете большое сочувствие к людям, добровольно лишившим себя нормальной жизни, выбрав работу в разведке.
- Да. Все мы приносим себя в жертву работе. В той или иной степени. Я тоже не исключение. Хотя конкретизировать не буду. Все было - и жертвоприношения, и компромиссы...
- Вы неоднократно бывали в Москве.
- Готовясь к съемкам, я много путешествовал вместе со своим консультантом Милтоном Берденом, 30 лет проработавшим в ЦРУ. Мы с ним и в Москву заезжали, парились в бане с бывшими его противниками из КГБ. Если не знать, кто они, в жизни и не скажешь, что разведчики. Симпатичные, нормальные мужики. Кое-кого из них я повстречал у вас еще в 1980-е годы. Тогда меня пригласили быть председателем жюри Московского фестиваля, и один знакомый цэрэушник свел меня со своим коллегой из КГБ, с которым уже был знаком: у них тогда начались программы по обмену.
Побывали мы и в Афганистане, в тех местах, из которых Бен Ладен родом. В общем, это была довольно увеселительная поездка. Жалко, на Кубу нас не пустили, пришлось выдавать за Кубу Доминиканскую Республику. Но, может быть, на съемки второй части пустят, как думаете? - криво ухмыляется Де Ниро, делаясь похожим на многочисленных своих героев-гангстеров.
"Я не ссорился со Скорсезе"
- В титрах в числе продюсеров значится имя Фрэнсиса Форда Копполы.
- Он стоял за спиной Эрика Рота, когда тот писал сценарий. Было это 12 - 13 лет назад. В общем-то этим вклад Фрэнсиса в нашу картину и ограничился, но я ему благодарен в любом случае.
- Правда, что в главной роли вы собирались снимать Лео ДиКаприо?
- Да, я знаю Лео очень давно, еще со съемок картины "Жизнь этого парня", в которой мне по роли его жестокого отчима приходилось больно его избивать. Но, когда настало время снимать фильм, он был занят на съемках в "Отступниках" у Марти (Скорсезе). Перенести съемки я не мог: я вкладывал в картину собственные деньги и не мог позволить ей развалиться. Запуск фильма и так откладывался уже много раз, а мне ведь уже 63, я не могу долго ждать! Мэтт Дэймон тоже был занят в "Отступниках", но не так, как Лео. Он быстро ответил согласием, а Скорсезе сделал все, чтобы побыстрее освободить Мэтта. Передал его мне, как эстафетную палочку.
- Очки, которые носит в фильме Мэтт Дэймон, вы одолжили у Скорсезе?
- А что, они похожи? Никогда не думал об этом. Наверное, сработало подсознание. Все-таки нас очень многое связывает.
- Слухи о том, что вы разошлись навсегда, не отвечают действительности?
- Нет! Сейчас Марти вместе с тем же Эриком Ротом работают над сценарием, в котором есть роль для меня. Я жду не дождусь, когда мы начнем съемки! Вообще режиссерам и актерам иногда очень полезно меняться местами. Сняв этот фильм, я сказал Марти, что теперь еще больше ценю и уважаю его - после всего, через что мне пришлось пройти.
- Одну из главных ролей в вашей картине сыграл российский актер Олег Штефанко.
- У русских и американских актеров похожая школа. Как выясняется из моего фильма, даже между КГБ и ЦРУ много общего. Что уж говорить об актерах!