Светлана Сурганова

Вы здесь

В январе 2003 года группа "Ночные Снайперы" начала выступать уже без Светланы Сургановой, ее сильного вокала и ее скрипки, придававшей "Снайперам" неповторимое звучание. Потом задним числом появилось официальное заявление группы о том, что "Ночные Снайперы" 17 декабря 2002 года расстались с Сургановой. "Это было обоюдное решение", - сказала позже лидер "Ночных Снайперов" Диана Арбенина, отказываясь от более подробных комментариев. Сурганова же в одном из интервью сказала: "Поступила просьба со стороны Дианы Сергеевны Арбениной покинуть коллектив, и я уважила эту просьбу".

 

Уход Светланы Сургановой многие поклонники восприняли как распад группы: ведь в основе "Ночных Снайперов" изначально лежал акустический дуэт Сургановой и Арбениной, а раз нет дуэта, значит, нет и группы. Рассказывают, что фанаты демонстративно уходили с концертов ополовиненных "Ночных Снайперов". Правда, эти акции протеста не помешали коллективу во главе с Дианой Арбениной успешно гастролировать по стране в рамках тура в поддержку нового альбома "Цунами". К тому же группа даже дала первый за десять лет своего существования большой концерт на стадионе в Лужниках.

 

Все это время о второй половинке "Снайперов" Светлане Сургановой не было ничего слышно. И вот в феврале 2003 года она дала свои первые сольные концерты - в родном Санкт-Петербурге и первый выездной - в Нижнем Новгороде. Полтора часа, двадцать песен - известных и новых, каждую из которых фанаты воспринимали с неподдельным восторгом и пели вместе со Светланой. Светлана выступала в сопровождении гитариста Валерия Тхая, с которым она знакома уже больше десяти лет. В свое время он принимал участие в записи альбома "Ночных Снайперов" "Детский лепет". Именно его гитара слышна в песнях "Белые люди", "Ты уйдешь" и "Птицы".

 

Почему же надо было ждать так долго, чтобы представить свои сольные творения? "Ну, во-первых, я никогда себя не рассматривала с профессиональной точки зрения как исполнительницу или автора произведений, - говорит сама Светлана. - Это было какое-то юное баловство, музыкально-поэтические эксперименты. Потом появились "Ночные Снайперы", и все мои творческие силы уходили на то, чтобы как-то поддерживать, сопереживать, выдавать свои музыкальные идеи, аранжировать…"

 

Запланированное в апреле 2003 года выступление в концертном зале у Финляндского вокзала с акустической программой неожиданно переросло в полноценный концерт с бэндом, "Оркестром", как стала теперь его называть Светлана. В самом деле, людей, пришедших на этот концерт, ожидал приятный сюрприз: на сцену вместе со Светой и гитаристом Валерием Тхаем вышли еще пять музыкантов, превративших тихий вечер в буйство латиноамериканских ритмов и танцев. "Основу этого бэнда составляет питерская группа "Север Комбо", - рассказывает Света. - Это люди, по-хорошему чокнутые на латиноамериканской музыке. "Север Комбо" знают о ней, наверное, больше, чем сами латиноамериканцы, и играют порой лучше, чем они. Великолепно владеют всякими перкуссионными инструментами и великим ритмическим разнообразием, что мне очень нравится. Я считаю, что основа музыки - это ритм, музыка возникла из ритма". Говорить о крепкой сплоченной группе, конечно же, пока нельзя. Скорее, это напоминает альянс, в котором каждая сторона преследует свои цели: Светлане необходима поддержка музыкантов, музыкантам же хочется выступать на больших площадках. "Может быть, мы потом построим программу так, чтобы было отделение моих песен и отделение - "Север Комбо", - делится планами Света. - У них музыка очень светлая, веселая, танцевальная, этого сейчас как раз не хватает, и мне хотелось бы, чтобы как можно больше народу узнало об этой группе".

 

Светлана не скупится на похвалы своим новым друзьям и с удовольствием рассказывает о каждом участнике "Север Комбо", с которыми ее кстати познакомил все тот же Валерий Тхай. За ритм-секцию в группа отвечают барабанщик Данил Прокопьев, перкуссионист Кирилл Ипатов, играющий также в "Маркшейдер Кунст" и басист Юрий Шмырев. "Данил очень обижается, когда его называют Даниил или Данила, - предупреждает Света. - И фамилия у него не Прокофьев, а именно Прокопьев. Это уже давно сложившийся коллектив, люди, которые понимают друг друга с полувзмаха, полувздоха, с полу… я не знаю, пука". Ребята по праву гордятся разнообразием перкуссии в группе: кроме всяких конгов и бонгов Кирилл берет в оборот все, чем можно стучать и звенеть. "У него столько приблудов перкуссионных, что я названия некоторых еще не выучила, - признается Света. - Знаю, правда, что один инструмент, в который я влюбилась пожизненно, называется кахон". Кахон (от испанского "cajon" - большой ящик) - перуанский по происхождению ударный инструмент, по форме напоминающий усеченный пирамидообразный ящик с открытым дном и прикрепленной к нему крышкой, по которой и надо стучать. Света так просто о нем рассказывает, что кажется, любой дурак может его сделать. "Ну да, конечно! - кивает она. - Надо просто иметь при себе фанеру и шурупы". Юрий играет на популярной в 1980-х модели баса без головы и колков. "Эта бас-гитара выглядит так, как будто ей сделали обрезание, - замечает Света. - Зато это очень упрощает передвижение - инструмент-то малогабаритный. Перкуссия, например, во время переездов занимает два купе!" В "Север Комбо" также входят саксофонист Иван Неклюдов и клавишник (он же аккордеонист) Александр Арсеньев. "Саша у нас - настоящий шоумен, одна его улыбка и движение бровями заставляют всех пойти в пляс. У него лицо само по себе является инструментом. Кто видел, тот меня поддержит".

 

Света уже придумала определение музыке, которую играет сейчас группа "Сурганова и Оркестр": VIP-Punk-Decadence (сокращенно - VPD), что расшифровывается, как: V - эстетически выверенный сценический образ человека элегантного и думающего, образ артиста, сочетающий в себе опыт и неискушенность; P- энергичная, драйвовая и искренняя подача, с хулиганским шармом и большой долей самоиронии, D - изысканная и интеллигентная, но доступная при этом поэзия, затрагивающая вечные темы и имеющая своими аналогами произведения художников слова Серебряного века и поэтики французского символизма.

 

С музыкальной точки зрения, творчество "Сургановой и "Оркестра" это по-хорошему эклектичная смесь различных стилей (среди которых присутствуют, к примеру, элементы джаза и трип-хопа, с вкраплениями скрипки и французского аккордеона), помноженная на новейшие технологии в области звуковой обработки. Сама Света в шутку характеризует свой новый подход к музыке через эстетическое уравнение "Цезария Эвора + Том Вэйтс, поделенные на Юрия Антонова".

 

Такого не бывает, вот о чем думаешь, когда слушаешь эти песни. Такого нет, по крайней мере, на нашей сцене. Действительно, хорошая поэзия, понятная подросткам, трогающая людей зрелых, интеллигентная и искренняя до боли подача, подкупающая смелость и открытость, плюс очень качественная музыка в оригинальных аранжировках - вот составляющие новой Сургановой и ее "Оркестра". В мае 2003 года в эфире московских радиостанций появились сразу две композиции: "Апрельская" и "Больно", слова и музыка Светланы Сургановой. Песня "Больно" занимала верхнюю строчку хит-парада "Чартова дюжина" на "Нашем радио". Помимо авторских произведений Светланы Сургановой в репертуаре группы есть песни на стихи Иосифа Бродского, Татьяны Хмельник, Светланы Голубевой, Беранже и Федерико Гарсиа Лорки.

 

Рекомендуем