Слабенькое продолжение популярной автосаги
Еще лет шесть назад воспринимавшаяся как некий знак качества фраза "Люк Бессон представляет" превратилась сегодня в общее место, а для кого-то и вовсе может послужить антирекламой. Если уж за "представление" берется Бессон, считайте, что экшн обеспечен, но глубины проработки персонажей и оригинальных сюжетных ходов не ждите. Эволюцию продюсерских (и сценарных, кстати, тоже) опытов создателя "Подземки" и "Леона" на ниве блокбастеров нагляднее всего демонстрирует киноцикл "Такси", прокат четвертой части которого начался на днях в минских кинотеатрах.
Второй кряду фильм серии демонстрирует тревожную тенденцию: самый занятный эпизод располагается в самом ее начале, еще до появления первых титров. "Такси 3", помнится, открывался сценой с участием Сильвестра Сталлоне, в "Такси 4" в роли приглашенной знаменитости выступает футболист Джибриль Сиссе. Помимо прочего, этот эпизод ценен и единственной (!) на всю ленту сверхскоростной гонкой – главной "фишкой" предыдущих частей "Такси".
Совершенно неожиданно фильм Жерара Кравчика оказывается лишенным не только эффектных моментов с появлением "бога из машины", но и самой машины, которой отводится второстепенная роль. Другой режиссер на его месте запаниковал бы и покинул проект, но Кравчик доверился чутью друга Люка. Бессон же, недолго думая, сместил акценты с чуда техники производства "Пежо" на тупоумие марсельских стражей правопорядка. Отделу по связям с общественностью реально существующего департамента полиции Марселя не позавидуешь: ущерб, нанесенный его имиджу этим фильмом, не компенсируешь и дюжиной пиар-кампаний.
"Такси 4" натужно эксплуатирует карикатурные образы, созданные в ранних фильмах. Смекалистый Даниель, недотепа Эмильен, умница-красавица Петра, с упорством, присущим участникам телепередачи "Аншлаг", упражняющийся в идиотизме комиссар Жильбер, владеющий завидной пластикой бровей генерал Эдмон...
Не хватает лишь взрывной и страстной Лили, которая по сценарию уехала в Париж. И правильно сделала, нынешний статус талантливой актрисы Мэрион Котийар позволяет ей избегать сомнительных кинопроектов. Отрицательными персонажами в картине традиционно становятся преступники-иностранцы, на этот раз бельгийцы. Благодаря этому родилась, пожалуй, лучшая шутка фильма – пытка бельгийского чиновника томной песней его соотечественника Жака Брейля.
Но шутки в сторону, если дела так пойдут дальше, в пытку для зрителя превратится следующая часть автомобильной саги (сейчас создатели ленты вроде как не вынашивают планов ее продолжения, но соблазн-то велик). Вот из чего толк безусловно выйдет, так это из телесериала "Такси". На экранах телевизоров, думается, герои будут смотреться более органично. В то же время компания "Пежо" сможет за пару сезонов прорекламировать весь свой модельный ряд вплоть до электромобилей. А Люк Бессон, возможно, начнет относиться к посетителям кинотеатров с большим уважением.
Виктор Поздняков, telegraf