Рецензия: 300 Спартанцев

Вы здесь

24 Мар 2007 - 03:00

480 год до н.э. На греческие полисы надвигается многотысячная армия персидского царя Ксеркса. Свободолюбивые спартанцы решают дать бой врагу. Царь Леонид собирает 300 лучших воинов и отправляется в фермопильское ущелье, где численное преимущество персов не может повлиять на исход битвы. Пока мужчины отдают жизни за Спарту, жена Леонида – прекрасная Горго – пытается убедить Совет полиса отправить отряду подмогу…

 

Отсылки к историческим событиям в «Спартанцах» – дело вторичное. Для Снайдера, как и для автора комиксов Фрэнка Миллера, преданья старины глубокой не более чем отправная точка, источник вдохновения. Переосмыслением тут тоже, впрочем, не пахнет. Создателям «300» на историю Древней Греции, в сущности, плевать, главное – передать настроение, атмосферу, визуальную эстетику бумажных разрисованных книжиц всё того же Миллера. И в реализации этой задачи режиссёр демонстрирует редкое умение и мастерство. Снайдер в буквальном смысле оживляет графический роман-комикс, добиваясь стопроцентной аутентичности с оригиналом. Многие кадры – самостоятельные полотна, хоть на стенку вешай. Всё очень красиво, эффектно, впечатляюще и брутально. А что же со смыслом?

 

Со смыслом в «Спартанцах» большие проблемы. Его там попросту нет. Резонно заметить – а была ли в этом необходимость? Нужны ли экранизации комикса, изначально рассчитанной на молодёжную аудиторию, нравоучительные нотки и разного рода nota bene? От ответа на этот вопрос зависит восприятие картины в целом. Любители спецэффектов и эстетизации насилия будут довольны. Кудесники цифровых технологий потрудились на славу. Остальным можно просто пересмотреть трейлер к фильму. Потеря «качества», в данном случае, будет равна нулю.

 

Зелёный экран вместо декораций – ход рискованный, но очень красивый. При желании можно было бы затянуть песнь о кинематографе ХХI века и т.д. На поверку всё оказалось куда проще: законы драматургии неизменны, логика и стройность сюжетосложения важнее яркой, кричащей «обёртки». Впрочем, Снайдер не прогадал. Он снял фильм для зрителей-визуалов, привыкших отключать голову после покупки заветного билета. Они ответили режиссёру цифрами box-offic’a. Прекрасное единство. Если так пойдёт и дальше, в зрительный зал с собой можно будет брать только глаза…

 

 

(с) Станислав Никулин