Christie`s выставляется в Третьяковке

Вы здесь

26 Фев 2007 - 03:00
Christie`s выставляется в Третьяковке

Christie`s и Третьяковская галерея объявили о совместном проекте. Картину Василия Верещагина "Стена Соломона", которую Christie`s будет продавать 18 апреля в Нью-Йорке, с 6 марта можно будет увидеть в ГТГ. Прямо на стене, рядом с картинами из коллекции Павла Третьякова.

Третьяковская галерея впервые в своей истории согласилась пустить на свою стену картину, которая совершает предаукционный тур. То есть ее возят напоказ потенциальным покупателям, а потом продадут миллионов за пять (предварительная оценка экспертов Christie`s – $3-5 млн). Эта картина – "Стена Соломона" Василия Верещагина. Полотно будет висеть две недели в зале Василия Верещагина, среди других картин из самой большой коллекции работ знаменитого баталиста в мире. Из хранилища специально достанут эскиз к "Стене" – это "Два еврея", которых можно обнаружить и вписанными в большое полотно. Лучше и выигрышнее обрамления не придумать. Вообще-то Christie`s просто несказанно повезло. С почти любым другим полотном, хоть с прошлогодней рекордной (куплена за $5 млн) "Русской пасторалью" Константина Сомова, их бы в постоянную экспозицию ни за что не пустили. Да они бы и сами не стали проситься – рядом с лучшими образцами русской живописи "рыночные" образцы не смотрятся.

"Стена Соломона" другое дело. Василий Верещагин довольно ровный художник – как был сухим академистом, так и остался, и более поздняя "Стена Соломона" ничуть не хуже (а может, даже и получше) ранних картин. Прославился Верещагин не живописными изысками, а неожиданными, да что там, просто ужасными сюжетами. "Апофеоз войны" (груда черепов среди мертвой пустыни), который помнят все из учебников, это еще не самое страшное, на что он был способен. Он писал серии огромных полотен, показывающих ужасы русско-турецких войн – в Туркестане, потом на Балканах.

Отрубленные головы русских солдат, замерзшие в разнообразных позах трупы, если "Празднуют победу" – то турки, а вот панихида всегда по нашим. При этом Василий Верещагин был награжден Георгиевским крестом, ходил в атаку, да и погиб на театре военных действий – взорвался на флагмане русского флота "Петропавловске" вместе с адмиралом Макаровым во время русско-японской войны. Русские официальные круги художника тогдашних горячих точек критиковали, в Европе – толпы любопытных сносили двери и лезли в окна выставочных залов. Верещагин же верил, что делает правое дело; однако когда от него отвернулись боевые друзья, а картины, которые он мечтал продать государству, пришлось уступить Павлу Третьякову – зарекся писать батальные полотна.

Поехал в Палестину и написал "Евангельский цикл" – да так, что в Вене один монах облил картины кислотой, а в Россию их вообще привозить запретили. "Стена Соломона" относится к этой "палестинской серии" – только не к евангельской, а к этнографической части. В конце 1880-х художник повез цикл на выставку в США, успешно ездил с ней по разным городам, а потом скрепя сердце решил продать – что и было сделано на аукционе 1891 года, большое полотно ушло за немалые тогда $2,5 тыс. В России эти картины никто не видел – только на репродукциях, да в Третьяковку, уже в 1921 году, попал из одной московской коллекции эскиз "Два еврея". "Стену Соломона" купила в Нью-Йорке коллекционерша Фебе Херст, которая в 1920-х подарила ее музею Университета Беркли.

Теперь музей Беркли решил картину продать – полотно совсем не подходит его специфике, этот музей собирает современное искусство, видео- и киноискусство (там прекрасная коллекция ранних советских фильмов и киноавангарда).

Для Третьяковской галереи, в которой 138 картин Верещагина, 400 его графических листов и при этом только одна работа "палестинской серии", это случай вправду уникальный. Вот только одного Christie`s не учли – ГТГ обязательно захочется картину насовсем. А значит, коллекционер, ее купивший, может оказаться в двусмысленном положении. Купить и не отдать в музей (хоть "повисеть") – непатриотично. А купить и отдать – жалко. Все ж таки $5 млн.