Единый ГосЭкзамен - лазейка для недостойных?

Вы здесь

В пятницу, 26 января, депутаты Госдумы утвердили в последнем, третьем, чтении законопроект о поэтапном введении на всей территории России единого государственного экзамена. Тем не менее, споры о необходимости введения ЕГЭ не утихают и поныне. Кто-то считает этот экзамен вполне приемлемым, потому что он якобы уравнивает в правах всех учеников. Другие выражают явный протест и заявляют о несостоятельности тестов.
Впервые сдавать ЕГЭ в России начали с 2001 года. Тогда в эксперименте приняли участие 33 тысячи учащихся всего лишь пяти регионов. А пять лет спустя, в 2006 году, единый экзамен по 13 предметам сдавали уже более 830 тысяч человек из 79 субъектов РФ, что составляет 71,9% от общего числа выпускников. С учетом результатов ЕГЭ 2006 года было зачислено около 500 тысяч абитуриентов в 1650 вузов и филиалов.
Что же такое единый государственный экзамен? Вместо привычных экзаменов вы сдаете что-то вроде тестов, состоящих из трех частей: А, В и С. Самая легкая и «дешевая» часть - А. Она выглядит как «вопрос - 5 вариантов ответов». То есть, правильный ответ можно даже угадать. В группе В нужно дать точный ответ на вопрос в виде числа, слова или буквы. Самая трудная часть - это С. Здесь требуются ответы с доказательствами, и если вы его не знаете, никакая удача не поможет. Ответы в группах А и В проверяет компьютер, а в группе С два независимых друг от друга человека. Вот такая вот система.

Итак, за каждый правильный ответ вы набираете баллы (максимальное количество баллов – 100). Оценка за ЕГЭ в 100-балльной шкале заносится в свидетельство о результатах единого государственного экзамена, копии которых затем и рассылаются в приемные комиссии вузов. Свидетельство о результатах ЕГЭ выдается по каждому сданному в рамках Единого госэкзамена общеобразовательному предмету.

Жаловаться на содержание тестов нельзя. Можно подать апелляцию, если вы считаете, что вам сильно мешали во время проведения экзамена или вам поставили неверную оценку. Тогда специальная комиссия перепроверит вашу работу.
Кому и зачем нужен единый государственный экзамен

Цель эксперимента - совмещение государственной (итоговой) аттестации выпускников 11-12 классов общеобразовательных учреждений со вступительными испытаниями для поступления в вузы. Главный момент здесь – поддержка школьников из регионов, уравнивание прав всех выпускников при поступлении в вуз.

Например, решит выпускник Иванов (Петров, Сидоров), живущий в 200 километрах от областного центра, поступать в вуз. Он сдает в своей родной деревне ЕГЭ, получает свидетельство о результатах единого государственного экзамена и отправляет по почте его копию в вуз, областной или столичный. Причем копии свидетельства он может разослать по нескольким вузам. И все. Сидит, ждет ответа. То учебное заведение, где он прошел по конкурсу, пришлет абитуриенту Иванову положительный ответ. Можно собираться и ехать на учебу. Таким образом, вы экономите не только деньги на проезд в город, где находится вуз, и проживание там, но и нервы. Что может быть лучше?!
ЕГЭ вводится для того, чтобы у всех были равные права при поступлении в вузы. С одной стороны, все правильно. Одинаковые вопросы для всех, а значит, шанс поступить в престижный МГИМО будет и у простого сельского ребенка, если он хорошо учился в школе и сдал тесты. Все вроде бы справедливо и замечательно. Сторонники ЕГЭ считают, что такая схема поступления в высшие учебные заведения поможет изжить коррупцию в вузах и предоставить больше возможностей для талантливых молодых людей из провинции.

Но у эксперимента есть и противники. Многие российские академики, преподаватели вузов и школьные учителя против ЕГЭ. Они убеждены, что технологии проведения ЕГЭ не могут обеспечить объективность оценок. Неизбежны массовые списывания, подтасовки и фальсификации. По идее, до собственно дня сдачи никто не должен знать, какие будут вопросы. Но уже были случаи борьбы чиновников с появлением в Интернете или в виде печатной продукции так называемых «решебников», в которых есть и будущие вопросы, и ответы на них.

Главным оппонентом в дискуссии о ЕГЭ выступает ректор МГУ им. Ломоносова Виктор Садовничий. Его позиция остается неизменной: и в этом году, даже после утверждения законопроекта Госдумой, МГУ не будет принимать абитуриентов по результатам государственного экзамена. У этого экзамена, по его мнению, есть свои плюсы как одной из форм проверки знаний, но ему непонятно, как по результатам ЕГЭ набирать людей на факультет искусств, на мехмат, на факультет биоинженерии или в высший колледж наук о материалах. Для отбора талантливых людей лучший способ - живые экзамены и олимпиады, считает ректор. Виктор Садовничий убежден, что введение не решит и проблему коррупции в вузах. По его словам, бороться с этим явлением нужно комплексно и планомерно. 

Председатель комиссии по науке и образованию Мосгордумы Евгений Бунимович, в свою очередь, полагает, что не стоит уподоблять сложный человеческий организм компьютеру. По его мнению, следует вводить осторожно, гибко и исключительно по желанию учащихся.

А спикер Совета Федерации Сергей Миронов считает пагубной саму идеологию единого экзамена. «Нужно учить не заучиванию суммы знаний или каких-то фактов, которые угадываются во время тестов, а нужно учить учиться, на чем всегда базировалась российская система образования. Нужно учить думать, размышлять, а не быть приложением к компьютеру», — заявил он.

Будущее единого госэкзамена

Итак, 26 января законопроект был утвержден Госдумой. При этом во втором чтении он рассматривался дважды, чтобы принять дополнительную поправку, позволяющую использовать результаты ЕГЭ в течение не одного года после получения свидетельства, а двух лет.

При этом при поступлении в вузы и на специальности, требующие наличие творческих, психологических или физических способностей, вузам предоставили право проводить дополнительные вступительные экзамены. Перечень таких вузов и специальностей должно определить правительство.

Без вступительных испытаний в государственные и муниципальные учреждения высшего профессионального образования будут принимться победители и призеры всероссийских и международных олимпиад школьников, если специальность соответствует профилю олимпиады.

Можно еще долго спорить о том, нужен нам ЕГЭ или нет, можно приводить аргументы «за» и «против» (а их у обеих сторон найдется немало). Но очевидно одно: Единый госэкзамен является для нас серьезным нововведением. И чтобы ЕГЭ стал действительно цивилизованным путем поступления в высшие учебные заведения и создал условия для объективной оценки уровня знаний выпускников школ, до 2009 года необходимо исправить и устранить все ошибки и недочеты, которые были допущены при составлении законопроекта. А руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Виктор Болотов признал, что и «сами тесты ЕГЭ не до конца отвечают запросам и потребностям времени», так что вся работа над их усовершенствованием еще впереди.

Кстати, 420 деятелей науки поставили свои подписи в открытом письме президенту России Владимиру Путину против «системы отгадывания кроссвордов», которое они уже отправили главе государства. Подписавшиеся предлагают создать независимую комиссию для всестороннего анализа такой формы проверки и оценки знаний учащихся, как единый госэкзамен.

Рекомендуем