Театр: И много-много радости детишкам принесла

Вы здесь

30 Дек 2006 - 03:00

"Щелкунчик" - истинный кормилец всех музыкальных театров мира, начиная с Рождества в Европе и кончая российскими зимними каникулами для младших школьников.

 

"Щелкунчик" - истинный кормилец всех музыкальных театров мира, начиная с Рождества в Европе и кончая российскими зимними каникулами для младших школьников.

 

Балет по сказке Гофмана густо усыпан снегом и украшен елочными игрушками, прямо на сцене вырастает громадная елка, вокруг которой водят хороводы взрослые и дети.

 

Страшная битва оловянных солдатиков с крысами тоже впечатляет, хотя разных людей - по-разному: ее можно читать как метафору изничтожения вселенского зла, но отдельные зрители (на одном спектакле я слышала это собственными ушами) вспоминают, как отчаянно они морили тараканов в своей квартире.

 

В музыке Чайковского слышно нечто возвышенно-мечтательное, словно пожелание на Новый год, но не обыденное, типа "счастья, здоровья и успехов в личной жизни", а как бы несбыточное - например, в 2007 году научиться летать по собственному желанию и посмотреть сверху на ночную Москву.

 

Впрочем, полеты и так будут, потому что в "Щелкунчике" Большого театра герои, Маша и Принц, забираются на елку в огромной ладье, раскачивающейся над сценой.

 

И зрители не видят ни страховочных ремней, ни театральных рабочих за кулисами, которые для эффекта "поездки" тянут туда-сюда канаты, привязанные к мачте. Зато танцующе-порхающих снежинок хоть отбавляй. И бьюсь об заклад, что только совсем толстокожий человек тут не вспомнит о босоногом детстве.

 

31 декабря "Щелкунчиков" было два - утром и вечером. Цены на эти спектакли немаленькие, но кайф от посещения театра перед Новым годом - большой. Вот Николай Цискаридзе уже много лет не упускает возможность станцевать в "Щелкунчике" в последний вечер года. В паре с балериной Светланой Лунькиной он снова выйдет на сцену, позолотив до блеска свои черные волосы и нарядившись в ярко-красный с золотом костюм.

 

В начале я нваря обойма "Щелкунчиков" пополнится еще двумя спектаклями в рамках фестиваля, посвященного юбилею Юрия Григоровича.

 

Показы балетов этого же хореографа "Золотой век", "Спартак" и "Легенда о любви" добавят к новогодней теме толику жары. Ведь неплохо зимним вечерком поужинать в ресторане южного российского города ("Золотой век"), поучаствовать в оргии древнеримских патрициев ("Спартак") или позагорать на солнышке в жаркой восточной стране ("Легенда о любви").

 

При этом надо учесть, что в балетах ГАБТа первой декады января найдут свое и любители триллеров (в "Золотом веке" под видом мирных обывателей орудует шайка бандитов), и поклонники кровавых видов спорта ("Спартак" полон гладиаторских боев), и те, кто жаждет лицезреть большую и чистую страсть ("Легенда о любви" - говорящее название).

 

Финалы балетов - разные. В "Веке" полный хеппи-энд - комсомольцы разоружают бандюков и привлекают на свою сторону ресторанную танцовщицу. В "Легенде" чувство долга побеждает зов сердца и плоти.

 

А в грустном "Спартаке" главного героя враги поднимают на мечах. Но, что приятно, на этом спектакле временно примиряются идеологические противники: и коммунисты, и капиталисты с одинаковым увлечением смотрят на балетные перипетии классовой древнеримской борьбы, не отождествляя себя ни с восставшими рабами, ни с надменными рабовладельцами.