Открылась выставка «Едоки лимонов» Виктора Пивоварова

Вы здесь
Открылась выставка «Едоки лимонов» Виктора Пивоварова

Открылась выставка «Едоки лимонов» Виктора Пивоварова – классика ХХ века, вернувшегося из добровольного пражского изгнания с коллекцией удивительных работ.

Выставка «Едоки лимонов» Виктора Пивоварова в Московском музее современного искусства (здание в Ермолаевском переулке), устроенная вместе с галереей XL – одно из важнейших событий уходящего года. Пивоваров вместе с Ильей Кабаковым и Эриком Булатовым в конце 60-х оказался отцом-основателем феномена, позднее получившего название «московский концептуализм» и давшего множество ответвлений. Но если Кабаков и Булатов у всех на слуху, Пивоварова в России знают меньше, несмотря на то что три года назад в Третьяковке прошла его ретроспективная выставка «Шаги механика». Для этого есть причины: в 1981-м он уехал в Прагу и, оказавшись в этом «недозападе», на время выпал из московской художественной жизни, до поры не войдя и в западную.

Но есть более важное основание: в отличие от искусства Булатова и Кабакова, нередко прямолинейного и ударного, искусство Пивоварова очень поэтично, более того, интимно. Для того чтобы его понять и почувствовать, необходимо быть внимательным и заботливым.

Впрочем, миллионы россиян, выросших в 60–70-е годы, наверняка прекрасно помнят этого художника, возможно, не зная его имени.

Дело в том, что Пивоваров – один из лучших наших иллюстраторов детских книг. Его картинки к Андерсену – шедевры внимания к детям, их разглядывающим.

«Едоки лимонов» включают работы последнего времени, эта выставка была придумана специально для четырехэтажного здания ММСИ, и Пивоваров, воспользовавшись особенностями выставочного пространства, создал многослойную вселенную, состоящую из четырех нисходящих эонов. И везде ангелы, бесы и люди едят лимоны.

Зачем питаться этими фруктами? Может быть много ответов.

Первый, разумеется, насчет того, что ни одно разумное существо лимоны есть не станет, поскольку очень кисло и от них перекашивается физиономия. Возможна другая версия: этрог, вид лимона, евреи считают символом плода познания добра и зла (это, кстати, понимал любимый Пивоваровым Лука Кранах). Но это слабая версия того, что можно вычитать из пивоваровских историй.

Итак, на первом этаже серия «Посвящения», и это дань почтения его друзьям, живым и ушедшим, где среди прочих то спят, то визжат от восторга «Холин и Сапгир ликующие». Восходим выше, и там «Лисы и праздники» – ироничное и пряно-извращенное повествование о жизни мистического лисьего народца, напоминающего лис-оборотней китайских историй о даосских магах. Они занимаются изощренным сексом, морочат голову себе и всем небесам и тихо засыпают под лопушком, как нарисованный Альбрехтом Дюрером зайчик. Поднимаемся на следующий этаж и оказываемся на уровне «Едоков лимонов», в персональном мире художника, населенном воспоминаниями, фантазмами, горечью и радостью. И, наконец, на самом верху «Окно и сад», ближайшее отражение райского блаженства в нашей юдоли.

Там такие цветы цветут и поют хвалу творцу, что лучше молчать.

Выставка выстроена удивительно точно и тонко, как музыкальное полифоническое произведение, где горизонтальные и вертикальные пересечения сплетаются в умнейшие смысловые узлы. Но настолько умело построить экспозицию не оказалось бы возможным, не будь картины и рисунки Пивоварова сами по себе изумительны. Не поддающимся рациональному анализу способом он соединяет в них несовместимое – реминисценции искусства Возрождения, сюрреализм, китайщину и супрематизм, ласковую сентиментальность и точный расчет, садомазохистское насилие, любовь и философичность. И все это ни в коем случае не оказывается эклектикой – нет, художнику удается создавать переливающиеся всевозможными оттенками жемчужины, мягко светящиеся в сумерках современной культуры.

Пивоваров – демиург, слегка утомленный, но заботливый по отношению к своим детищам. И эта нежность, столь редкая и даже вроде бы неуместная в contemporary art, поражает сильнее, чем любой мощный жест.

К выставке издан замечательный каталог, в сущности, являющийся самостоятельным произведением искусства, а кроме того, 19 декабря в галерее XL открывается еще одна выставка Пивоварова, на которой работы из серии «Разрезные картинки».

Рекомендуем