Buy Nothing Day - день без покупок

Вы здесь

Просмотров:
244
Buy Nothing Day - день без покупок

Каждый год в четвертый четверг ноября вся Америка празднует День Благодарения. На следующий день в Америке и других достаточно развитых странах начинается предрождественская магазинная лихорадка. Пятница, следующая за Днем Благодарения - самый большой шоппинг-день в году, который из-за наплыва покупателей ритейлеры окрестили "Черной пятницей".

В эту пятницу, с 24-го по 25-е ноября, около миллиона активистов в 65 странах предпримут 24-часовую шоппинг-дектоксикацию в рамках международного "Дня без покупок" (Buy Nothing Day или BND).

Активисты BND в этот день намеренно не делают никаких покупок. Они также призывают свои семьи, друзей и всех остальных последовать их примеру: забыть про бумажник и кредитные карточки, отключиться от шоппинга, ставшего частью ежедневной рутины, и на один день "вернуться обратно в жизнь".

Освещаемое крупнейшими мировыми новостными ресурсами, это глобальное событие можно отмечать как релаксационный семейный день, нон-комерческую уличную тусовку или даже политически заряженный общественный протест.

В качестве альтернативы безумному шоппингу, к которому подталкивают ошеломляющее количество рекламы, активисты BND предлагают провести этот день с семьей и с друзьми, за чтением книги или заняться благотворительным служением, или же просто отправиться за город, чтобы посозерцать природу. Любой человек может стать участником этого события при условии, что он воздержится в этот день от любых покупок.

В нынешний "День без покупок", 14-й по счету, активисты планируют провести разнообразные акции от зомби-маршей до организации клиник для шопоголиков (тех, для кого шоппинг стал психологической зависимостью). Собственно говоря, участники BND в разных странах сами придумывают, каким образом они хотят привлечь внимание к проблеме перепотребления.

Идея превратить "Черную пятницу" в неформальный день протеста против консьюмеризма и перепотребления принадлежит канадскому художнику Теду Дэйву (Ted Dave), подрабатывавшему в рекламных агентствах Ванкувера. Желанием Теда Дэйва было организовать коллективный протест против рекламной и маркетинговой индустрии, создающей иллюзию необходимости все большего и большего потребления. Изначально этот протестный день назывался "No Shop Day" - в сущности, смысл в названии был таким же, что и у "Buy Nothing Day". Тогдашний девиз кампании в оригинале звучал как "Достаточно - значит достаточно!" ("Enough is enough!").

Через некоторое время идея Теда привлекла внимание, пожалуй, самого главного сегодня медиа-активиста планеты Калле Ласна (Kalle Lasn), основавшего в 1989 году в том же Ванкувере анти-консьюмеристскую организацию под названием Adbusters ("Те, кто арестовывает рекламу"). С 1995 года журнал Adbusters и его онлайн-версия начинает активно продвигать идеологию "Дня без покупок".

Впервые широкое внимание мировых медиа к движению Buy Nothing Day было привлечено в 1999 году, в дни массовых протестов против Всемирной Торговой Организации, вошедших в историю как "Битва за Сиэттл". Неожиданно различные политические группы осознали общность своих целей.

Buy Nothing Day - полностью самоорганизационное событие. Мероприятия и акции "Дня без покупок" организовываются независимо друг от друга широким спектром разных по духу групп консьюмеров, энвайронменталистов, защитников прав животных, анти-глобалистов. В последние годы к движению Buy Nothing Day присоединется все большее число верующих груп людей, озабоченных предельной коммерциализацией Рождества.

Отличие "Дня без покупок" от многих других акций активистов заключается в том, что он действительно похож на праздник. Хотя в США были случаи, когда не вполне адекватное возмущение локальных торговых центров приводило к арестам активистов. Но в подавляющем своем большинстве "День без покупок" проходит в веселой, непринужденной, дружелюбной и, главное, креативной атмосфере.

Причины для участия в "Дне без покупок" разнятся так же, как и люди, которые в нем участвуют. Для кого-то этот день - возможность ускользнуть от маркетинговых игр с сознанием потребителя. Или от безудержного разгула консьюмеризма, который в наши дни характеризует праздничный сезон между Днем Благодарения и Рождеством - двумя праздниками, призванными помочь нам оторваться от мирских дел и задуматься о надматериальных вещах. Другие люди используют этот день для привлечения внимания к экологическим и этическим последствиям проблемы перепотребления.

"Люди никогда особенно не задавались вопросом перепотребления. Людям нравится думать, что когда они покупают вещи, они поддерживают экономику. Но то, что потребляя все больше и больше, мы все быстрее убиваем нашу планету - такая мысль им в голову не приходит. Наше стремительное погружение в экологический коллапс требует принципиального сдвига в том, как мы видим окружающий мир.

Автомобили с гибридными двигателями и сокращение промышленных выбросов в атмосферу - это хорошо. Но эти меры - всего лишь временные пластыри, если мы не обращаемся к корневой проблеме: мы должны потреблять меньше. Это то сообщение, которое несет Buy Nothing Day" - говорит Калле Ласн, автор книг "Culture Jam" и "Design Anarchy".

Согласно убеждениям Ласна, "День без покупок" не означает изменение привычек людей на один день. Он символизирует изменение всего стиля жизни, длительного обязательства потреблять меньше товаров и производить меньше отбросов. С шестью миллиардами людей на планете, долг наиболее состоятельной части населения - тех 20-ти процентов, которые потребляют 80% мировых ресурсов - начать подавать пример.

В последние годы мы все чаще получаем предупреждения: таяние арктических льдов, потепление тепмературы в мировом океане, все более разрушительные ураганы. Совсем недавно, в октябре, известный экономист сэр Николас Стерн (Nicholas Stern) в своем докладе по глобальному потеплению, предсказал, что климатические изменения станут причиной непредсказуемых обвалов рынка и распад целых индустрий. Вскоре после этого доклада журнал Science опубликовал результаты большого исследования, по прогнозам которого в пределах 40 лет из-за практически полностью выловленной рыбы наступит полный коллапс мирового рыбного хозяйства.

Главные проблемы человека, которые он сам себе создает - загрязнение воздуха и воды, без которых нельзя прожить ни одного дня; непрекращающаяся вырубка лесов, лишающая десятков тысяч видов животных их естественной среды обитания, что приводит к их исчезновению и, в дальнейшем, к изменению всей биосистемы в целом; ежегодное умерщвление миллиардов животных в экспериментальных лабораториях и на агропромышленных фермах - этих концентрационных лагерях смерти нашего времени; проблема жесточайшей экплуатации в третьих странах.

В сущности, все эти проблемы, заслоняемые покамест красочными рекламными роликами, имеют топливо одного состава: безудержная потребительская гонка, растущая на почве дурной бесконечности наших материальных желаний. И если мы не сможем собрать все свои духовные силы чтобы преодолеть материальную зависимость, то уже сейчас можно смело задавать ряд вопросов. Достанет ли у нас бесчеловечности вернуться в рабское прошлое, правда, в своем более ужасном глобализованно-корпоративном виде, загоняя сегодня в рабство швейных фабрик Nike половину населения третьего мира, а самих себя - в рабство рекламных "коммуникаций"?

В угоду производителям, навязывающим нам ложные и иллюзорные представления о красоте и здоровье, за глянцевыми рекламными плакатами которых скрывается море крови, страданий и ужаса безответных животных, в том числе - кошек и собак, этих уникальных компаньонов человека - готовы ли мы пожертвовать своей способностью любить и заботиться о наших младших духовных братьях? Хотим ли мы жить на планете, где единственные тени будут отбрасывать столбы с логотипами McDonalds?

Возможно, в эту пятницу стоит потратить время, чтобы дать себе правильные ответы. И заодно - очистить себя от угара материализма.