Вильхельм Саснал получил The Vincent Prize

Вы здесь

21 Ноя 2006 - 03:00
Вильхельм Саснал получил The Vincent Prize

В Амстердаме в музее Stedelijk состоялось вручение The Vincent Prize, премии Винсента Ван Гога в области современного искусства, присуждаемой раз в два года. Впервые среди номинантов был русский художник, а именно гуру московского концептуализма Андрей Монастырский. Но победителем стал не он, а молодой польский художник Вильхельм Саснал.

Европейская награда в области современного искусства, The Vincent Prize, составляющая 50 тыс.евро, присуждается с 2000 года. Ее лауреатами были финская видеоартистка Эйя Лииза Атила, немецкий живописец Нео Раух и польский художник Павел Альтхамер, занимающийся социально-художественными проектами. Номинантов выдвигают корреспонденты из разных европейских стран, а победителя выбирает жюри, состав которого меняется каждый раз.

Шорт-лист премии нынешнего года, в который вошли Андрей Монастырский из России, живущий в Нью-Йорке швейцарец Урс Фишер, румын Дан Пержовски, поляк Вильхельм Саснал и британец из Уэлса Керит Вин Эванс, свидетельствует о том, что премия хочет быть как можно более непредвзятой в выборе номинантов. Разнообразны география, возраст участников (самый старший, Андрей Монастырский, родился в 1949 году, самый младший, Урс Фишер, в 1973-м) и направления, в которых они работают.

Урс Фишер создает объекты и инсталляции, напоминающие незаконченные работы из какой-нибудь голливудской мастерской спецэффектов, например, аниматронные руки, ноги и головы, где силиконовая плоть продолжается железной арматурой. В произведениях Вина Эванса слайд-проекции и передатчик, транслирующий послания азбукой Морзе, соседствуют с дворцовыми хрустальными люстрами. Дан Пержовски покрывает стены выставочных помещений рисунками черным маркером на животрепещущие социальные темы. Вильхельм Саснал представлен фильмами в непритязательной эстетике домашнего видео — например, шестнадцатиминутная "Река" запечатлела попытки нескольких рок-групп сочинить и исполнить композицию на один и тот же текст, предложенный им автором.

Представить в подобного рода экспозиции творчество Андрея Монастырского, известного прежде всего эзотерическими акциями, которые он уже 30 лет осуществляет с созданной им группой "Коллективные действия", а также внушительным корпусом теоретических тестов,- задача не из легких. В Stedelijk мэтра московского концептуализма постарались представить и зрелищно, и академически: от объектов 1970-х годов и документаций классических перформансов до впечатляющей инсталляции 2005 года "Фонтан", составленной из огромных фотографий золоченых статуй фонтана "Дружба народов", расставленных на посыпанном мукой, как снегом, полу.

Российский куратор и издатель "Художественного журнала" Виктор Мизиано, в этом году входивший в жюри, отбиравшее лонг-лист номинантов (он и выдвинул Андрея Монастырского), сказал, что решение жюри для него не стало неожиданностью: "Премия Винсента Ван Гога изначально была ориентирована на молодых авторов, и только в этом году, когда Vincent Prize стал вручаться не в Маастрихте, а в именитом амстердамском Stedelijk museum, она попыталась избавиться от молодежно-попсового духа и обратиться к более взрослым художникам".

К тому же Андрей Монастырский, в отличие от своих молодых европейских соперников, не является постоянным персонажем международной художественной сцены, у западной публики практически не было возможности ознакомиться с его творчеством. "К этой фигуре из совсем другого мира еще нужно привыкнуть, осознать, чем он является,- сказал господин Мизиано и обиженно продолжил: — В конце концов, не стоит переоценивать значение Vincent Prize, это отнюдь не Нобелевская премия по современному искусству".

Бэлла Акова

Рейтинг автора
Автор статьи

Журналист, обозреватель гламурной жизни Москвы. Сообщает оперативные новости столицы и регионов...

Написано статей
934