Родченко — классик, русский гений, наше все в фотографии, первый пионер советского фотоавангарда. Его большая ретроспективная выставка не поразить не может — должна поразить. Даже если кажется, что все главные и многие неглавные родченковские снимки помнишь наизусть: Лиля Брик с
Все это на выставке в Манеже будет. Все главные родченковские шедевры, снятые так, как он учил, как считал правильным — с верхней и с нижней точки, по диагонали, в остром ракурсе и резком контрасте черного и белого. А не с уровня глаз, не от пупа, как делали до него те, кто считал фотографию «низшей ступенью живописи, офорта и гравюры с их реакционными перспективами».
Московский дом фотографии существует десять лет и почти каждый год устраивает выставки Александра Родченко у себя и по всему миру. Показывал он Родченко раннего, хрестоматийного, и позднего, почти неизвестного, несколькими работами и сериями, на выставке «Фотоколлаж» и в рамках фестиваля «Мода и стиль в фотографии». И в эти рамки Родченко вписывался как образец
Спрашивается: какую эволюцию, от чего к чему? Ведь как только Родченко взял в руки фотоаппарат, так сразу и начал снимать как революционер и новатор, а к концу жизни, ошельмованный, отчаявшийся и разуверившийся, снимал уже не энергично, с эпическим размахом, а туманно и грустно, просто контрреволюционно (эстетически, разумеется), буквально и в переносном смысле сменив в
На этот вопрос Свиблова отвечала не один час, с глубоким личным чувством, интересно. Очень краткое содержание ее речи (и идея выставки) сводится к тому, что у Родченко была не только творческая судьба, но и личная трагедия. Он прошел путь от желания посредством передовой фотографии вести народ вперед, в светлое социалистическое будущее, к пониманию, что единственное, куда можно вести народ, — это в балет, в цирк и зоопарк. Балерины, жонглеры, клоуны и звери в клетках стали героями его последних фотосерий. Этими живописными, словно сквозь слезу снятыми фотографиями и закончится выставка. А начнется самыми первыми снимками Родченко.
Со 2 по 29 ноября в Манеже.
Бэлла Акова