Audiopad: благодаря студентам MIT музыку теперь можно пощупать

Вы здесь
Audiopad: благодаря студентам MIT музыку теперь можно пощупать

У музыкантов есть такой привычный речевой оборот: "прочувствовать инструмент". Прочувствовать, как он отреагирует на те или иные движения музыканта, и, стало быть, какой звук выдаст. Кажется, кому-то пришло в голову, что "пощупать музыку" можно более простым способом.

Позвольте представить: Audiopad. Разработка мультимедийной лаборатории Массачусетского технологического института (Massachussets Institute of Technology — MIT).

Панель Audiopad представляет собой своеобразный (очень своеобразный) интерфейс управления музыкальными инструментами.

Точнее будет сказать, это интерфейс управления готовыми сэмплами и "лупами" (от английского "Loop" — петля) — циклически повторяющимися музыкальными фразами.

Управляется Audiopad очень просто — исполнителю предлагается просто двигать какие-то некрупные предметы по поверхности этой панели. Встроенные в неё сенсоры отслеживают движения этих, условно говоря, фишек — и проектор, расположенный над Audiopad высвечивает на её поверхности элементы управления, — выбор сэмплов, лупов, эффектов и так далее.

Исполнитель запускает ритмический рисунок и какую-то мелодию (вернее, луп) — на панели тотчас же высвечиваются два или более разноцветных вращающихся торуса, каждый из которых соответствует ритмической или мелодической конструкции. Панель разбита на множество зон, каждая из которых соответствует тому или иному элементу управления.

Управляющие фишки следует просто поставить на тот или иной элемент управления. Audiopad мгновенно среагирует (фото с сайта Сomputerlove.net).

Таким образом, двигая фишки, исполнитель (или, лучше сказать, оператор) может мгновенно изменять всё, что угодно: переключить тембр солирующего инструмента или подкладки, наложить новые эффекты, вставить на ходу новый ритмический рисунок.

Что это напоминает? Диджейский пульт — да, но лишь отдалённо. Не будет ошибкой сказать, что исполнитель, "колдующий" над Audiopad, держит звук в своих руках и практически ощущает его пальцами.

 
Не это ли мечта многих, если не всех музыкантов — плести звук руками практически напрямую, без "посредничества" клавиш, струн, смычков и так далее?

На самом деле, эта идея уже была когда-то воплощена. Когда-то очень давно. Помните? — Да, именно, речь идёт о терменвоксе.

Два высокочастотных колебательных контура, настроенные на общую частоту, электрические колебания звуковых частот возбуждаются генератором на электронных лампах, сигнал пропускается через усилитель и преобразуется громкоговорителем в звук.

"Выглядывающие" наружу антеннообразный стержень и дуга и выполняют роль колебательной системы устройства.

Согласно Большой Советской Энциклопедии, исполнитель управляет работой терменвокса, изменяя положение ладоней. Двигая рукой вблизи стержня, исполнитель регулирует высоту звука. "Жестикуляция" в воздухе около дуги позволяет повышать или понижать громкость звучания.

Но, как известно, играть на терменвоксе неимоверно сложно. В первую очередь, из-за того, что исполнителю необходимо двигает руками в пространстве. А при использовании Audiopad управляющие фишки передвигаются по плоской поверхности, что, естественно, существенно облегчает задачу.

Разработчики — а это студенты старших курсов MIT — говорят, что, вероятно, выпустят и сугубо программную версию Audiopad, хотя половина прелести этого устройства, естественно, потеряется.

Придётся пользоваться клавиатурой, мышью или каким-то другим манипулятором, так что "пощупать звук" не получится.

Что же касается использования каких-либо устройств типа TabletPC с чувствительным к прикосновению экраном, то здесь, как выясняется, имеется очень неприятное ограничение: они могут отслеживать движение только одного предмета, коснувшегося их. Так что сразу несколько фишек подвигать не получится.

По поверхности Audiopad можно двигать сразу несколько фишек, и этим панель в лучшую сторону отличается от всяких TabletPC и прочих устройств с "чувствительными экранами" (фото с сайта Computerlove.net).
 
 Audiopad мог бы стать настоящим технофетишем для музыкантов. Но увы, пока разработка находится на экспериментальном уровне, и, по словам разработчиков, до коммерциализации ещё очень и очень далеко. А жаль.

Добавить комментарий