ПТУ могут объединить с ВУЗами

Вы здесь

25 Окт 2006 - 04:00
ПТУ могут объединить с ВУЗами

Два документа, разработанных в недрах Минобрнауки РТ, породили немало тревожных слухов в образовательной среде.

Специалисты опасаются, что «концепция развития начального профессионального образования» (НПО) разрушит систему подготовки рабочих кадров в республике, а «концепция развития института развития образования» прикончит систему повышения квалификации татарстанских учителей… Что касается «концепции развития», посвященной реформированию ПТУ, то она уже написана, и на этой неделе ее должны обсуждать в кабмине.

С января 2007-го реформа ПТУ должна начаться по всей России, и татарстанская концепция в общем и целом отражает реформаторские идеи федеральных чиновников. Красной нитью через местную концепцию проходит мысль, что бизнес должен разделить с государством заботы о подготовке рабочих и взять на себя часть расходов по содержанию профучилищ, как это происходит в развитых странах (в Германии затраты предприятий на обучение рабочих достигают 60 процентов). Однако директора казанских ПУ справедливо отмечают, что мы не в Германии и вряд ли наши бизнесмены станут заботиться об училищах, как отцы родные.

Зато если училище попадет в зависимость к предприятию-шефу, те вполне смогут потребовать сократить прием учащихся с 500 человек до 100 — скажут, что им больше не надо! Ведь представители бизнес-сообщества уже заявили, что не хотят возиться с подростками, которые поступили в профучилища после 9-го класса, и сопровождать их обучение в течение трех лет. Поэтому предполагается, что в профучилища будут принимать только после 11-го класса и учить всего год. Но в таком случае куда пойдут мальчишки и девчонки из неблагополучных семей после девятого? На улицу? Ведь профучилища с их социальными гарантиями в виде бесплатных обедов — сейчас единственное пристанище для такой молодежи.

На волне нынешней всеобщей оптимизации директора татарстанских профучилищ тоже готовы к тому, что их будут оптимизировать, причем жестоко — объединять не только училища с училищами, но и училища с техникумами, а то и с вузами (такие предложения вовсю звучат на федеральном уровне). Примеры оптимизации «по старшинству» в Татарстане уже есть — в Зеленодольске судостроительное училище присоединили к однопрофильному техникуму. - Неудивительно, что концепция развития НПО вызывает определенное напряжение в профессиональной среде, поскольку несет в себе перемены, а перемены всегда пугают. И все же волноваться директорам не стоит, — заверил руководитель Департамента начального и среднего профобразования Минобрнауки РТ Александр Леонтьев.

— Привлечение бизнеса к финансированию системы НПО не означает, что бюджетное финансирование училищ прекратится, оно останется на прежнем уровне. Просто правительство хочет, чтобы бизнес серьезно поучаствовал в подготовке рабочих кадров, чтобы предприятия делали заказ на подготовку, сопровождали ее и, наконец, трудоустраивали выпускников. Ведь сегодня бизнес делает заявки на подготовку рабочих «с потолка», при этом не несет никакой ответственности за процесс — ни финансовой, ни моральной. Но бюджет не может финансировать НПО в полной мере, в результате училища влачат жалкое существование. Сколько можно жить в нищете? Набор в училища после 9-го класса никто не отменяет, прием после 11-го будем увеличивать постепенно.

В то время как преподаватели 97 татарстанских профучилищ с волнением обсуждают свою «концепцию развития», сотрудники республиканского Института развития образования (РИРО — бывший ИПКРО и ТИУУ) беспокоятся, что будет с ними, а также со всеми татарстанскими учителями после того, как будет закончена «концепция развития РИРО» (ее пока что пишут). По слухам, институт, который без малого 80 лет занимается повышением квалификации учителей и в год «пропускает» около 11 тысяч курсистов, собираются лишить этой функции (а заодно и бюджетных денег) и передать учительские курсы в ведение вузов. В таком случае педагогам, видимо, придется платить за повышение своей квалификации, только откуда у учителей деньги?

- Не будет такого в Татарстане, — успокоил ректор РИРО Ильсур Хадиуллин. — Некоторые регионы, к примеру, Ульяновская область, Волгоградская, Адыгея, уже прошли этот путь — разрушили сложившуюся систему повышения квалификации учителей, а потом пришлось создавать ее заново. Зачем же мы будем наступать на те же грабли? Концепция развития нашего института таких мер не предусматривает.