"Особое мнение" Николая Никандрова

Вы здесь

13 Окт 2006 - 04:00

В последнее время вернулась мода отправлять своих детей учиться за границу. И хотя мы по-прежнему считаем отечественное образование самым лучшим, учеба в зарубежном вузе остается престижной, а иногда экономически и более целесообразной. О том, в чем плюсы и минусы учебы за рубежом и должна ли Россия перенимать западную систему образования, мы говорим с президентом Российской академии образования, доктором педагогических наук профессором Николаем Дмитриевичем Никандровым.– Мы всегда гордились отечественным образованием и считали его самым лучшим. Вы, как крупный специалист в данной области, как бы оценили сейчас состояние российского образования? Оно по-прежнему самое лучшее?Никандров: Образование трудно оценивать одномерно, поэтому я бы воздержался от жесткого сравнения лучше или хуже. Но могу сказать вполне определенно, что по сравнению с советским образованием кое-что мы, несомненно, потеряли. И это было связано в основном с недофинансированием.– Что именно мы потеряли?Никандров: Потеряли всеобуч. Раньше все дети ходили в школу, а сейчас, по разным оценкам, от 1,5 до 4 миллионов детей вообще находятся вне школы. Это уже потеря.Если брать качество, то чем больше количественно становится чего-то, тем труднее поддерживать стандарт качества. Раньше у нас был один набор учебников, теперь в рамках плюрализма мы имеем много учебников с разными трактовками, что особенно важно для таких предметов, как литература, история и т.п. Но все же учебников просто много. Более того, в России издательств и вариантов учебников гораздо больше, чем в США, хотя американское население практически вдвое больше российского. Коль скоро это так, то легко можно предположить, что и в этом плане у нас события могут развиваться не лучшим образом.С одной стороны, хорошо, что есть разные точки зрения. Российский учитель никогда не был так свободен в выборе: он может теперь выбирать учебники, методику преподавания. Всё это хорошо. Но это накладывает и обязательства, что вызывает проблемы. В этом смысле мы тоже что-то потеряли.Но, прежде всего, это недофинансирование. Ведь образование – это еще и условия, в которых учатся дети и в которых учат взрослые. Соответственно, если примерно половина наших школ нуждаются в серьезном ремонте, а некоторые находятся в аварийном состоянии, то это тоже влияет на качество образования.– Если говорить о высшем образовании, которое является продолжением всеобщего образования, то сейчас спрос на него возвращается в круг интересов россиян. Образование стало своего рода выполнением некой жизненной программы. Поэтому зачастую для очень многих людей не столь важно, какой диплом получить, важно просто его иметь, обладать высшим образованием, поставить галочку напротив этого пункта жизненной программы и двигаться дальше. Есть высшее образование, и этого уже достаточно, потому что без него как-то даже жить сейчас не престижно. Как известно, спрос рождается предложение, и в стране появился чересчур большой выбор высших учебных заведений. Как вы относитесь к данной ситуации? Никандров: Как специалист в области образования, отношусь вполне положительно. Но если бы я пытался смотреть с прежней позиции своего социального происхождения, то относился бы иначе, более отрицательно. У меня мама была медсестрой, отец погиб на войне, и, соответственно, ни в какое престижное платное учебное заведение сегодня я бы не попал. А я все же окончил Ленинградский университет, чем горжусь. Это было и есть действительно прекрасное учебное заведение.Вот вы сказали, что слишком большой выбор вузов. Думаю, что слишком большого выбора не бывает, по крайней мере, в образовании, но он огромен. И соответственно качество очень разное. Нельзя забывать, что очень многие платные негосударственные высшие учебные заведения создавались тогда, когда создававшие их рассматривали это дело как обычный бизнес, как способ зарабатывания денег. Хотя все вузы и назывались некоммерческими организациями, тем не менее, по сути, это был бизнес. Ну а бизнесмены, как и бизнесы, бывают очень разными. Соответственно, многие вузы действительно не обеспечивали минимальных стандартов качества, и фактически речь шла о продаже дипломов.– А сейчас ситуация поменялась?Никандров: Ситуация меняется, но, как вы понимаете, создать – когда-то это было просто, потом стало сложнее, но закрыть – всегда очень сложно. Для того чтобы закрыть обоснованно, необходимо, чтобы соответствующая организация – Федеральная служба по надзору – обоснованно сказала создавшему высшее негосударственное учебное заведение, что его вуз не соответствует стандарту. Сказать, конечно, можно, но это же надо и доказать, и в этом заключается проблема. Общее количество вузов в последнее время уменьшается, но сказать, сколько их вообще, трудно. По подсчетам ректора МГУ В. Садовничего, всего в стране вузов, учитывая и филиалы, насчитывается более 3,5 тысячи. Это примерно столько же, сколько в США, у которых населения в два раза больше. То есть, всё это – серьезный вопрос.Слушатель: В России сейчас, по существу, положения Конституции в области образования нарушаются. То есть, бесплатное образование в государстве сходит на нет. Николай Дмитриевич, вы со своей стороны можете что-то сделать в этом направлении? И принимаются ли вами какие-то меры?Никандров: Поскольку я и наша академия не являемся управляющей инстанцией для системы образования, то многого в этом плане мы сделать не можем. Мы по нашему уставу – организация, которая научно обеспечивает функционирование и развитие образования. Другое дело, конечно, что у нас есть для этого специальные институты и люди, которые занимаются данными вопросами и которые неоднократно различными способами показывали, что сейчас в стране есть некий перебор платности образования. То, что платное образование должно быть, сомнения у меня не вызывает. Но сейчас такие люди, как я, у которого на войне погиб отец, а мать получала очень скромную зарплату медсестры, не могут попасть в платное учебное заведение. Или это – редчайшее исключение. Соответственно, ситуация, когда расширяется платный сектор образования, нас тоже пугает. Платное образование должно быть, но важно, чтобы была и гарантия для тех, кто не имеет особых денег, а имеет скорее мозги, является талантливым и способным, чтобы у них была гарантия возможности поступить в престижное учебное заведение...radiorus.ru