Пакет законопроектов по борьбе с курением

Вы здесь

12 Окт 2006 - 04:00
Пакет законопроектов по борьбе с курением

Госдума готовится к рассмотрению целого пакета законопроектов по борьбе с курением. В России в год выкуривается 375 млрд. сигарет, и с каждым днём эта цифра неуклонно растет.

На сегодняшний день наша страна находится на первом месте в мире по темпам роста потребления табачных изделий и по числу курящих подростков. В связи с этим проблема совершенствования законодательства по ограничению курения становится всё более актуальной. Новые законопроекты, касающиеся новых мер по борьбе с курением, вскоре поступят на рассмотрение Госдумы. На состоявшейся в среду пресс-конференции их авторы - заместитель председателя думского комитета по охране здоровья Николай Герасименко и заместитель главы комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Владимир Мединский, рассказали о сути предполагаемых нововведений. Наша страна, отметил Николай Герасименко, идёт путём, отличным от пути цивилизованного мира.

Россия находится в числе тех немногих стран, которые ещё не подписали Международную рамочную конвенцию по борьбе с курением. От властей не исходит практически никакой инициативы, в России до сих пор нет единой национальной программы по ограничению курения. Более того, в ряде случаев можно говорить о самой настоящей пропаганде курения. Итак, три новых взаимодополняющих законопроекта призваны закрыть зияющие пробелы в действующем законодательстве. Первый из них затрагивает информационную сторону борьбы с курением.

В частности, предлагается помещать в сигаретные пачки дополнительные вкладыши с информацией о пагубном воздействии табака на здоровье человека. Сюда же входит и ужесточение предельных норм содержания в сигаретах смол и никотина, особенно это касается дешёвых сигарет без фильтра, максимальное количество смол и никотина в которых сильно превышает европейские нормы. Так, по предложенному законопроекту соотношение этих веществ в сигарете составит 14 мг и 1,2 мг соответственно, вместо 16 мг и 1,3 мг, которые мы имеем сейчас.

Кроме того, депутаты рассматривают варианты создания дополнительных специальных пунктов лечения от никотиновой зависимости при помощи новейших методов. Второй законопроект коснется ограничении курения в публичных местах. Авторы предложили запретить курение в самолётах, а пункты общепита и развлекательные учреждения разделить на зоны для курящих и некурящих перегородками. При этом помещения для курильщиков должны быть оснащены дополнительной вентиляцией.

Как отметил Владимир Мединский, подобные работы делаются за одну ночь, и не вряд ли создадут неудобства владельцам этих учреждений. И, наконец, третий законопроект подразумевает полный запрет на курение в местах общественного питания. Какой штраф придётся платить нарушителям - пока неизвестно, этот вопрос будет обсуждаться уже после того, как Госдума одобрит нововведения. В дальнейшие планы депутатов входит также восстановление лицензирования табачных изделий, которое в России было отменено год назад.

Контроль в этой сфере, скорее всего, будет осуществлять Роспотребнадзор. С законопроектом, предложенным депутатами, соприкасается и новый закон о рекламе, согласно которому с 1 января 2007 года рекламу табачных изделий можно будет встретить только на страницах платных печатных изданий. В остальных СМИ реклама такой продукции будет запрещена, как, впрочем, и наружная реклама, весьма заметная на улицах российских городов. Итак, можно сказать, что Россия постепенно встаёт на путь последовательной борьбы с курением, хотя совсем не исключено, что упомянутые законодательные инициативы столкнутся с некоторыми проблемами. Несложно предположить, что реакция производителей табачной продукции на подобные нововведения далека от одобрения.

Её, скорее, можно назвать «умеренно отрицательной», как выразился Владимир Мединский. Производители табачных изделий отказываются от повышения акцизов, не хотят они менять и технологию выпуска дешёвых сигарет, ссылаясь на то, что за этим последуют неминуемые убытки. Однако, по мнению Николая Герасименко, усовершенствование технологий вряд ли нанесёт ущерб хорошо развитому отечественному производству, учитывая то, что себестоимость дешёвых сигарет всего 30 - 50 коп. Не совсем ясно и то, насколько действенными окажутся предложенные меры в отношении потребителей табачных изделий.

Курильщики вряд ли будут внимательно читать вкладыши с информацией о вреде курения, которые постоянно будут находить в пачках сигарет. Все куряки прекрасно осведомлены о, мягко говоря, неблагоприятном влиянии сигаретного дыма на организм, но продолжают дымить: кому-то не хватает силы воли расстаться с вредной привычкой, кто-то не видит в этом смысла. Даже в случае повышения цен на сигареты вряд ли все разом бросят курить. Как показывает практика, курящие люди, попадая в «цивилизованные» страны, где пачка сигарет стоит, по нашим меркам, баснословно дорого, отнюдь не отказываются от своей привычки, а просто переходят на менее качественные марки, рассчитанные на малообеспеченного потребителя.

Подводя итог, можно сказать, что новое законодательство (если оно вступит в силу) безусловно, защитит некурящих от вредного табачного дыма, возможно, благодаря нему сократится количество подростков, пристрастившихся к курению, но то, что оно поможет курильщикам расстаться с вредной привычки, весьма сомнительно. Так, после целого часа разговоров о страшном вреде курения и его непоправимом влиянии на грядущие поколения добрая половина моих коллег-журналистов, присутствовавших на конференции, едва покинув стены информационного агентства, потянулась в карман за сигаретой и зажигалкой.