Союз Москвы и Афин не радует Вашингтон

Вы здесь

Просмотров:
0

Иностранная пресса комментирует итоги визита Владимира Путина в ГрециюБолгария, Греция и Россия до конца этого года подпишут окончательное соглашение о строительстве трансбалканского нефтепровода, который позволит поставлять углеводороды в Западную Европу, а возможно - и в США. Однако значительная часть западноевропейской и американской прессы это событие предпочла просто не заметить, несмотря на то, что ранее представители Евросоюза заявляли о своей заинтересованности в реализации проекта Бургас-Александруполис. Подчеркнуто спокойно отреагировала на соглашение и турецкая пресса, хотя этот нефтепровод станет конкурентом аналогичным проектам, реализация которых сегодня идет на территории Турции. Тем не менее, ряд изданий, особенно экономической направленности, внимательно проанализировали эти договоренности.Британская деловая газета "The Financial Times" отмечает, что Владимир Путин сделал премьер-министру Греции Константиносу Караманлису слишком "привлекательное предложение", от которого он не мог отказаться. По сути, "с помощью транзита через свою территорию российского газа и нефти на западные рынки Афины смогут увеличить свое влияние и роль в регионе". Но слишком быстрое экономическое сближение двух стран, по информации влиятельного печатного издания, не очень радует Вашингтон. В первую очередь, это касается поддерживаемого американцами греко-турецкого проекта аналогичной направленности. "Правительство Караманлиса находится под мощным давлением США, чтобы не принимать предложение России и инвестировать в расширяющийся греко-турецкий трубопровод, что позволит поставлять газ по конкурентным ценам", - пишет "The Financial Times". И поэтому, считает издание, по всей видимости, это предложение Москвы не будет принято Афинами. В качестве причины греческие официальные лица ссылаются на ожидаемую в 2007 году частичную приватизацию принадлежащей государству газовой компании "Depa". Хотя такой шаг можно воспринять как явную уступку Вашингтону."Строительство нефтепровода в обход Босфора и Дарданелл" - так назвали свой материал о состоявшемся накануне в Греции подписании трехстороннего договора в британской телерадиовещательной корпорации ВВС: "Проект стал частью внешнеполитических планов российского руководства, которое заинтересовано, прежде всего, в диверсификации трубопроводов с тем, чтобы не допускать зависимости от посредников". В данном случае этим "посредником" является не очень дружественная Москве Турция. "Россия опасается как ограничений со стороны Турции на транспортировку нефти танкерами через проливы, так и того, что пропускная способность Босфора и Дарданелл скоро просто иссякнет", - подчеркивает ВВС.Достаточно сдержанно комментирует подписание в Афинах договора о строительстве нефтепровода Бургас-Александруполис турецкая газета "The Turkish Daily News". Давая сухую информацию о трехстороннем проекте, издание в то же время постоянно подчеркивает, что проект транспортировать российский газ на Запад через Болгарию и Грецию был "заморожен 14 лет" (хотя более верной является цифра в 12 лет - Страна.Ru) и "не вызвал особого интереса со стороны Москвы из-за своей невысокой рентабельности". "Только когда цены на нефть выросли до 75 долларов за баррель, Россия решила оживить лежавший на полке 14 лет проект" , - заключает издаваемая в Стамбуле "The Turkish Daily News".Французская газета "Le Figaro" сообщила, что Владимир Путин "прибыл на несколько часов" в Афины, чтобы обсудить вопросы строительства "стратегического для России нефтепровода". По мнению издания, "нефтепровод позволит России сохранить контроль над доставкой нефтепродуктов из Каспийского региона в обход турецких проливов". Как сообщила "Le Figaro", российский и болгарский президенты, а также глава греческого правительства "обсудили уровень участия своих нефтяных компаний в будущем международном консорциуме, который будет ответственен за эксплуатацию предприятия", и "окончательное соглашение должно быть подписано до конца 2006".В то же время люксембургская "Тageblatt" в статье, озаглавленной "Путин ставит "на рельсы" проект общего с Грецией и Болгарией нефтепровода", также сообщает, что окончательный проект соглашения будет подписан до конца 2006 года. По мнению издания, "три руководителя не раскрыли никаких деталей участия своих стран в проекте и условий его финансирования, хотя и кажется, что Россия получит большинство акций консорциума".Интересно отметить, что, в отличие от британской "The Financial Times", которая говорит о противодействии проекту со стороны США, а также российских изданий, называющих среди предполагаемых соучредителей консорциума только болгарские, греческие и российские компании, за исключением разве что российско-британской ТНК-ВР, люксембургская газета с уверенность говорит также об участии в нем американской корпорации "Chevron". Что касается причин строительства нового нефтепровода, то тут "Тageblatt" согласна с большинством изданий. "Сегодня большая часть каспийской нефти, предназначенной для Западной Европы и США, доставляется через Черное море танкерами, проходящими через турецкие проливы Босфор и Дарданеллы. Но движение увеличивается из года в год (150 млн тонн брутто в 2005-м), растягиваются сроки поставок. С созданием нефтепровода, который сможет транспортировать до 35 млн тонн нефти в год, его инициаторы надеются значительно сэкономить, удвоив скорость и надежность доставки".По мнению люгсембургского издания, "проект позволяет России сохранить контроль над доставкой каспийской нефти, в то время как только что был торжественно открыт в июле новый нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, идущий в обход российской территории".strana.ru