Как не обмануться на распродаже

Вы здесь

Просмотров:
1

        Когда-то, во времена «развитого социализма» мы и понятия не имели, что такое распродажи. Но теперь уже попривыкли к сезонным и праздничным скидкам, регулярно стали заглядывать в стоковые отделы и магазины. Особенно перед Новым Годом и Рождеством. Очень часто скидки у нас так и называются — «праздничные». Хотя, к примеру, во многих странах это считается нонсенсом. Массовые распродажи там практикуют не до, а после народных гуляний: И в этом есть своя логика. Зачем делать скидки, когда народ и так сломя голову бегает по магазинам в поисках подарков? А вот потом, когда схлынет предпраздничный бум, собственно и приходит время истинных распродаж.

Но у нас, к сожалению, все совсем не так. Само понятие «распродажа» у нас зачастую теряет свой истинный смысл, превращается в свою полную противоположность. Продавцы, словно хищники, придерживаются девиза «мы с тобой одной крови» и охотно перенимают друг у друга удачную тактику облапошивания клиентов. А покупатели могут рассчитывать только на себя и, отправляясь в поход по магазинам, вооружаются разве что калькулятором и запасными очками.

Попробуем вооружиться еще и кое-какими знаниями, чтобы хотя бы не выглядеть простаками на рекламных акциях.И не попадаться на крючок праздничных распродаж.

Не верь глазом своим

Как только декабрь переваливает за середину, так на витринах начинают появляться заманчивые надписи «Внимание! Новогодние и Рождественские распродажи! Скидки до 70%!». Но это не значит, что экономные модники могут начинать свою охоту за вещами из последних коллекций по сниженным ценам. Обольщаться не стоит. Многие магазины используют популярные слова «скидка» и «распродажа» всего лишь для заманивания денежного клиента. Реально цены начнут снижаться после праздничного бума, а не во время его. Ведь накануне праздника и так все разбирают, а после него обычно в магазинах наступает затишье и надо чем-то привлекать покупателей.

У нас предпраздничные походы по магазинам даруют внимательным покупателям немало чудных открытий. Заходите вы, например, в модный магазин одежды, на витрине которого гордо красуется надпись «Скидка 50%». Перед вами вешалка с симпатичными курточками приятного цвета. Вы давно мечтали о такой, но как-то не решались с бухты-барахты выложить несколько тысяч кровно заработанных. Теперь вещь подешевела почти на половину. Редкая удача! Осталось найти свой размерчик, и вперед — к кассе. И вот тут-то по отечественной традиции торговцы и выливают на нас первый ушат холодной воды. Оказывается, половину первоначальной цены стоит размер XS, который с трудом налезет даже на 12-летнего ребенка. А вот цена на ваш ходовой размер осталась практически без изменений!

Другой излюбленный прием нечистоплотных торговцев — скрывать от потенциальных покупателей часть правды. Допустим, вас опять уверяют, что вещь подешевела вдвое. Смотрите: было 5000, стало 2500. Круто! Большинство разгоряченных граждан спешит расхватать товар с полок. И, как правило, не обращает внимание, что на ценнике, помимо старой и новой цены, могут быть наклеены еще какие-то бумажки. А зря. Попробуйте поковырять их пальцем — и вы обнаружите массу интересного. Например, легко можете «отковырять», что свитер, который вам пытаются впарить как «суперудачную и супермодную покупку» на самом деле — обычный лежалый товар. Цену на него снижали уже раз пять!

Походив по магазину и повнимательнее приглядевшись к биркам, можно выявить интересную закономерность. Если вещь продается с 50-процентной скидкой, то цену зачастую снижают по всем правилам. Однако если написано, что скидка составляет 15%, 20% или 30%, то глазам своим лучше не верить. Часто торговцы вполне резонно полагают, что среднестатистический покупатель правильно сумеет разделить исходную сумму на два. Это легко. А вот решать в уме пропорцию ему уже не захочется — ведь для этого нужно сделать дополнительное умственное усилие. Поэтому торговцы приписывают к ценнику лишнюю сотню-другую.

Серьезные ребята
Крупные и известные торговые сети на дешевое мошенничество с ценниками обычно не размениваются. Они предпочитают играть по-крупному.

Рекламодатель вовсю трубит о сумасшедшей скидке на определенный товар, скажем, в 70%. Тысячи людей бегут в супермаркет за новеньким телевизором. На месте они услышат от менеджера, что товар уже раскуплен. Таким образом покупателя сознательно заманивают в торговый зал с большой суммой денег в кармане в расчете, что он все равно что-нибудь купит. Ни в коем случае нельзя верить акциям, при которых говорится, что скидка на бытовую технику составляет 50-70% и даже больше. Компания, позволившая себе такие скидки, наверняка разорится»

Еще многие торговые компании могут сознательно завышать цену накануне «праздничных распродаж», а затем сообщают о скидке на этот товар. Например, на стиральную машину определенной марки. Вы приходите в торговый зал и видите на на ценнике «старую» цену, демонстративно зачеркнутую жирной чертой, и рядом с ней новую Т.е. цена якобы «упала» (хотя на самом деле просто осталась первоначальной). В торговом зале, кстати, в это время вполне могут продаваться куда более качественные и дешевые стиральные машины, чем та, которая фигурирует в акции. А со «скидкой» реализуется обычный неликвид.

Нередко рекламодатели, сообщив о скидке, намеренно забывают указать место и время проведения акции. Пишут, скажем, «Новогодняя распродажа», а где — не указывают, что помогает обеспечить наплыв покупателей в специализированные торговые точки.

И вообще, если вещь вдруг стала стоить на много-много процентов меньше или вам предлагают уйти с двумя коробками сапог вместо одной — для вас это должно прозвучать тревожным звонком. Значит, первоначальная цена была завышена, и в соседнем стоковом магазине или даже на рынке вы легко найдете более дешевый аналогичный товар.

Те же, кто любит отовариваться в модных дорогих бутиках и товарам «для широких масс» всегда предпочитает «элитные» лейблы, должны помнить следующее. Как правило, уже первые 25-30 процентов покупателей, приобретающих товары из новой модной коллекции, с лихвой покрывают все основные и дополнительные расходы продавцов. Имеется в виду закупка товара, расходы на транспорт, растаможивание, арендную плату и т.д. и т.п. Следующие 35-40 процентов клиентов — это уже чистая прибыль в их карманы. Распродажи обычно начинаются, когда на складе остается менее четверти первоначального ассортимента. Но при нынешнем высоком уровне покупательского спроса небольшие объемы качественного товара, да еще выставляемые на продажу со скидкой, могут закончиться в считанные часы. Не пропустите! Ведь может случиться и так, что распродажи только-только громогласно объявлены, а торговый зал уже полупустой.
Поскольку прогнозировать покупательский спрос владельцы отечественных магазинов еще не совсем научились, распродажи в модных бутиках зачастую не имеют четких сроков. И сведения о предстоящих скидках в модных магазинах зачастую охраняются, словно государственная тайна.

Советы бывалых
Как же противостоять хитростям продавцов и избегать таких неприятных ситуаций?

Знание «магазинных хитростей» и тех человеческих слабостей, на которые они рассчитаны, уже само по себе является хорошей защитой от неадекватных покупок.

Сам по себе поход по магазинам — неплохой способ эмоциональной разрядки, отвлечения от жизненных проблем (особенно для женщин). Рассматривание ярких витрин и пестрящих товарами стеллажей давно уже стало чем-то сродни медитации. Для многих людей это увлекательный способ убить время, собраться с мыслями, помечтать. Незачем лишать себя такого удовольствия. Просто нужно знать, как себя вести. И тогда посещение супермаркета не будет вызывать у вас психологический дискомфорт и чувство сожаления о напрасно потраченных деньгах.

«Если вы замечаете, что атмосфера магазинов на вас «плохо действует» и заставляет совершать неадекватные покупки (особенно в периоды праздничных скидок и распродаж), старайтесь соблюдать несколько простых правил», — советует Виктор Сороченко:

1. Когда вы находитесь в торговом зале, помните основной посыл, ежедневно внушаемый нам навязчивой агрессивной рекламой: «Не думай! Покупай прямо сейчас!». Поступайте с точностью до наоборот:

а) Никогда не торопитесь заплатить деньги за понравившийся товар, даже если на него громогласно объявлена грандиозная скидка.;
б) Думайте головой

2. Помните, что большая часть импульсивных покупок приходиться на приятные, но зачастую бесполезные вещи.

3. Откладывание покупки «на потом» — очень хороший способ. Не спешите класть товар в корзину. Пообещайте себе, что вернетесь за этой вещью позже (в конце обхода, завтра, на следующей неделе, во время следующей распродажи).


4. Это метод обратный предыдущему. Его используют многие бывалые покупатели, для которых посещение продуктовых супермаркетов, магазинов типа Metro и Cash&Carry уже давно превратилось в увлекательный вид досуга. Если вы вдруг почувствуете сильное желание поместить какой-то товар себе в тележку — не противьтесь. Кладите туда все, что вам понравилось. Причем чем быстрее вы наполните ее доверху, тем лучше. Однако не спешите к кассе. Прогуляйтесь вдоль стеллажей, посмотрите на ценники, помечтайте. Помните — ваш здравый смысл временно ушел погулять и необходимо дождаться его возвращения. Пока вы будете прохаживаться по торговому залу, «приступ жадности» постепенно пойдет на убыль.

О возвращении собственного здравого смысла вы узнаете, когда при взгляде на свою заполненную доверху тележку начнете задумываться, а действительно ли вам нужна такая куча разного барахла? Через некоторое время, уже на «трезвую голову», проведите генеральную ревизию содержимого вашей тележки. Выбросьте все, без чего вы сможете обойтись. Таким образом вы сможете удовлетворять свой «хватательный инстинкт» без ущерба для собственного кошелька.

5. «Покупательский зуд» обычно начинается, когда товары первой необходимости уже куплены и остается излишек средств, который хочется потратить. Не случайно лотки со всякой необязательной мелочью (шоколадки/зажигалки/жевательные резинки) в супермаркетах всегда располагаются на выходе из торгового зала (у прикассовой зоны), а не возле входа. Берите с собой в магазин строго ограниченную сумму, которой едва хватит на покупку самого необходимого.

Мария Тузина специально для