Заметки практикующего стилиста

Вы здесь

Просмотров:
2

Размышления девушки, более 10 лет работающей по призванию. Своими наблюдениями о вкусах, стиле, стереотипах, о своем понимании роли стилиста в обществе она решила поделиться с читателями. О чем заметки? Да конечно же о смысле жизни( как в анекдоте)! Чьей жизни? Например моей, (надеюсь, не всей) положенной на то, чтоб научиться собственноручно создавать и внедрять в общество различные стилистические модели и следить за их развитием и совершенствованием. Иными словами: "Жизнь - театр и все мы в нем актеры". Я помогаю людям выбирать себе в этом театре роли и придумываю для этих ролей образ - костюм, прическу, грим... Потом осуществляю " поддержку пользователя" и "замену изношенных частей". Все довольно прозаично. Это называется работать стилистом А кто теперь не стилист?! Каждый обладатель бумажки с надписью "Прослушал курс..." может именовать себя стилистом! Когда я произношу слова "я стилист", то меня вопрошают тотчас : "А где вы учились?" И мне хочется ответить : "В институте стилистов!" Ну, по советской логике вещей, где еще должен учиться стилист? Невозможно объяснить людям, что есть специальности, которым тебя могут учить сто гениальных учителей и , если Бог не дал дар, то ничего путного не выйдет. Где учился Пушкин на поэта? А Аведон на гениального фотографа? А Энне Бурда на редактора швейного журнала? Банальное "...все учились по немногу..." так и лезет в голову. Я всегда думала, что у профессии, которой я хочу овладеть, должно быть какое-то название, но слова "стилист" тогда еще никто не знал. Потом это слово пришло к нам из глянцевых журналов. Никто тогда не мог понять, а в чем , собственно , заключается работа стилиста? Вроде бы, вот фотография девушки на обложке. Написано : один - фотограф, другой - парикмахер, третий - визажист, платье - такой-то модельер, стилист - некто. А что делал этот некто? Отсюда пошла идея, что стилист - это тот, кто ничего не делает сам, только руками машет и непонятные междометья произносит, работают за него другие, а он только деньги на равне со всеми получает. И тогда все люди, чувствующие себя "творческими личностями" , подались в стилисты. Затем стали появляться объявления в газетах, что обучают на "парикмахера-стилиста", "визажиста-стилиста", "стилиста-имиджмейкера" и каждая "школа" вкладывала свой смысл в это прибыльное слово. В этих школах обучали кто чему - и стричь, и ресницы наклеивать , и актерскому мастерству, и цветовым соместимостям, и геометрии человеческой фигуры... Удивляюсь я, как у людей разыгрывается фантазия, когда речь заходит о легких деньгах, взимаемых с наивных учеников! Как-то незаметно стилистами стали называть даже кутюрье... Чтоб не париться со всеми тонкостями, я решила овладеть всеми этими специальностями поочереди и на этом покончить с трудным вопросом " Чем занимается стилист?". Да всем! Всем и занимается, Ну, скажу за себя, пожалуй. С детства любила ходить по магазинам, хорошо б с кем-то, кому что-то надо купить. Выбирать, примеривать... Ах, моя слабость.. Оказалось, что за это во всех цивилизованных странах берут деньги и называется это "Личный стилист"! А я ведь знала все магазины , нужные палатки, отделы в универмагах, лотки на рынках. Соотношение размеров. Свойства материалов. Особенности кроя и обработки. Гигантский опыт! Разве он нужен только мне? Правда , время было смутное, все закрывалось, реорганизовывалось, необходимо было постоянно держать руку на пульсе. Клиентами были только мужчины. Цель у всех одна - устроиться на работу и вылезти из джинсов. До сих пор бывает приятно встретить кого-то из них в "моей" рубашке ( надо же, какая ноская оказалась!). Некоторые развились в настоящих денди, с гордостью показывают мне теперь, какой он, например " костюмчик-галстучек отхватил на распродаже в галерее Актер!" Потом появились в клиентках женщины, но с женщинами сложнее - ни одна из них не станет платить деньги за то, "что и сама может". Так что дело это увлекательное весьма, но держать его за основной хлеб нельзя. И тем не менее, ходить по магазинам - целая наука. Мужчины это терпеть не могут, да еще и не верят собственному вкусу. Женщинам же просто нужен советчик, ведь мало кто признается, что этот дивный свитер выудила с распродажной полки не она, а подруга или знакомая стилистка. Да и размер в другом магазине нашла, обзвонив с помощью продавцов остальные точки этой сети. Тем более не признает, что ее буквально заставили купить этот дивный свитерок, который носится уже третий сезон, ко всему подходит и не выходит из моды. Подобная "гардеробная работа" кропотлива и требует профессионализма, который заключается не только в выборе "идет -не идет". Стилист , в первую очередь, создает концепцию, по которой впоследствии будут подбираться вещи. Здесь все : оценить имеющийся гардероб, пристрастия, потребности (на зиму или на лето, например), условности(дресс-код на работе), особенности фигуры, прогноз на модность для данной группы населения, допустимый компромисс, и наконец, привнесенные стилистические изменения. Изменений, кстати, может и не быть. Подбор гардероба со стилистом отнюдь не подразумевает кардинальное изменение внешности. Стилист должен создать в гардеробе своей клиентки(клиента) такой "боекомплект", в котором большинство вещей между собой сочетается, и присутствуют вещи, которые в состоянии превратить привычный будничный туалет в вечерний, а деловой в кэжиал, в повседневный. Идеальный гардероб, о котором мечтают все женщины, когда можно зажмурясь взять из шкафа предметы " верха", "низа", белья и проч. и ВСЕ друг с другом будет сочетаться. Здорово, правда? Потому-то люди и любят черный цвет. Когда мне человек говорит, что он любит черный цвет, я вспоминаю слова Ипполита из известного фильма : " Как скучно мы стали жить!" Но, должна сознаться, этот идеальный гардероб будет довольно скучным для человека, который любит иногда чего-нибудь отчебучить, как-то удивить окружающих. Для таких людей придется создавать два гардероба, вероятно разных по объему и с мигрирующими между обоими деталями. Это я все о простых гражданах со средним достатком, например от 800$. Удивились цифре? Да, мало кто из людей с таким достатком понимает, что скупой платит дважды, потому давать рекламу среди этой группы населения бессмысленно, клиенты приходят только один от другого, и только когда видят результат. Потому в этой среде нет предложения услуг "Личного стилиста". А спрос ? Ответ едет сейчас в метро в норковой шубе и стоптанных сапогах, ма-аленький такой эмбрион спроса, зародыш. Открыть имиджевое агентство для этой категории граждан - затея, которая не окупится еще десятки лет, пока спрос не станет устойчивым. Нет на этой нише своего "Проктер энд Гембл", методично продалбливающего подсознание. Конечно, это не вся деятельность, что включает в себя название "стилист". Есть еще схожая работенка, но за другие деньги. Сезонная, так сказать. Одевать политиков.Черутти, Китон, Бриони и Зенья - вот скорбный ассортимент. Иногда Армани. Никогда Гуччи. Ямамото - Боже упаси! Полета фантазии здесь вам не обломится. В преддверии выборов дело хлебное, но оно надо ли творческой, метущейся душе художника?Не надо. Видать, не голодный этот художник, зажрался, извините. Короче, сия работенка - дело людей с крепкими нервами и прямолинейным мышлением. Еще одна ветвь - работа со "звездами". Тут все запутанно. Имеется продюсер, который и решает, где и что будет брать "звезда" для жизни интервью и концертов. И желательно задешево, а лучше бесплатно. Отсюда и все беды нашего шоу-бизнеса. Никогда не забуду споров с одним продюсером попсовой группы, колымящей по гастролям, городам и весям. Он утверждал, что я могу испортить образ русской группы западными новациями, потому как я "не была на дискотеке в Моршанске и не знаю вкусов тех девочек", что тянут к исполнителям рученки и этими же рученками, собственно, платят за билеты и кассеты. Мои аргументы, что "звезда" должна быть недосягаема и нести свой стиль и культуру в массы , а не наоборот, действия не возымели. Потому стилистам продюсеры отводят почетную роль оформления клипов или фотосессий. И на том спасибо. Самая распространенная деятельность стилиста - создание прически и макияжа. Т.е. стилистом называется уже тот визажист, который может что-то сделать с укладкой волос. И, соответственно, тот парикмахер, который может сносно накрасить лицо. Обычно та область, из которой мастер пришел в стилисты, у него любимая и лучше получается. И это часто заметно. Это как владеть двумя иностранными языками. Один из них был первым. На мой взгляд правильно, когда парикмахер в состоянии довершить образ макияжем и когда визажист хотя бы примерно представляет какая прическа должна быть при каком лице. Не могу не рассказать о той деятельности, из которой и пришло ко мне когда-то название моей профессии. Она , эта деятельность, так и стала для меня путеводной нитью. Я о фотографии, о создании образа на фото. Так что же делает тот самый стилист, который значится в ряду с визажистом, парикмахером, модельером и фотографом на подписи к обложке? Он, собственно, придумывает образ и раздает задания. Генерирует идеи. Стилист в журнале, будь то журнал о моде или об интерьерах, выражает вкус самого издания. Ему доверяют воплощение образа самого журнала. Здесь тоже, разумеется, существуют задания редакции, но собирает вместе единомышленников под свою идею именно стилист. Он говорит, плакать ли модели в этом платье или прыгать на одной ноге и пр.концептуальные заморочки. И он, кстати, несет ответственность за дерзость использовать ту или иную дизайнерскую вешь. В западном варианте любой модельер с радостью отдал бы самую лучшую вещь из коллекции на растерзание съемочной группе какого-нибудь Вог или Эль. Еще бы! Это ж реклама. Твое платье в Вог, ты в обойме, парень, ты нужный модельер! В нашей дикой стране все вещи необходимо " вертать в зад", они снова возвращаются на прилавки бутиков. Может быть отчасти этим объясняется некая неживость моделей в фейшн-сессиях. Начала я со слова "Заметки". Эти мои литературные творенья не претендуют на учебник по моде или стилю. Я стилист, да, но сейчас, спустя 8 лет с того момента как я пошла учиться на "что-то, что приблизило б меня к моей мечте" , я сижу и анализирую свою деятельность. в контексте местности, страны в которой я живу, в контексте специфики, которую я себе выбрала, в контексте, наконец, моих нравственных норм. Мне хотелось рассказать как можно большему количеству людей о том, с чем я сталкиваюсь в своей работе, учитывая, что моя профессия интересна практически всем людям без исключения. Этот интерес создал у меня даже некий комплекс, боязнь, что со мной хотят общаться исключительно в корыстных целях. Надеюсь, что мои наблюдения и советы окажутся полезными. P.S. написала последние сточки и вспомнила, что множество книг "практиков" начинаются именно словами, общий смысл которых : "Этой книгой я хотел ответить на все письма , которые ко мне приходили и приходят..." Ну чтож, не оригинальна. Мемуары тоже - жанр. Кто написал их первым - был оригинален. Это нисколько не умаляет значения других мемуаров. Мои "Заметки"для меня - способ получить обратную связь, глубже понять сущность и значение профессии, с которой мне вдруг вздумалось расстаться. Ира Горбунова ИнтерМода.ru