Перспективы российского модельера

Вы здесь

9 Авг 2006 - 04:00
Перспективы российского модельера

Сногсшибательные показы на подиуме, чистота и красота линий, утонченность силуэтов, калейдоскоп форм, вспышки фотокамер, элегантность и стиль, аплодисменты и слава… Такой видят эту профессию непосвященные. А что думают о ней дизайнеры?

Наши люди - в «Голливуде»

Бум, когда ты непременно должен быть одет от Армани или Гуччи благополучно сходит на нет. Прийти в fashion-тусовку и сказать: на мне Макашова или Чапурин – гораздо круче. У наших дизайнеров хорошие головы и руки, они работают во многих европейских домах моды. Фамилии Юдашкин, Чапурин, Андреянова гремят на весь мир. Молодые российские модельеры Михаил Пантелеев, дуэт Середин & Васильев, Катя Леонович, Алена Ахмадуллина, Кирилл Гасилин создают свои марки, импортируют идеи на запад. Их много. Талантливые «crazy Russians» все активнее завоевывают мировые подиумы. Не ждали?!

Русская рулетка

Мода давно перестала быть только искусством. Это бизнес со своими жесткими законами и огромной конкуренцией. После стажировок в Лондоне, Париже, Милане российские дизайнеры, видя толпы западных молодых модельеров, окончивших сильные школы, возвращаются на родину. Не оставаться же до конца жизни пятым помощником пятого стилиста? Тем более, что дома перспектив значительно больше. Центр – Москва, Петербург. Но и в провинциях есть люди, готовые покупать авторские модели. Это огромное поле деятельности с неограниченными перспективами.

Вот и появляются все новые небольшие фирмы, специализирующиеся на вполнеконкурентоспособной повседневной одежде «для жизни». Вещи производятся добротные, по европейским стандартам и недорогие. Иногда они подписаны именем автора (модели Дарьи Разумихиной), иногда - маркой фирмы ( «Веретено» Людмилы Мезенцевой, «Наш фэшн» Ирины Лисиной).

Многие художники находят маленькие фабрики, заказывают пошив по своим эскизам в одном месте, трикотаж - в другом, аксессуары - в третьем. Потом собирают в единую коллекцию, продают в московских-питерских магазинах, ориентированных на молодежную моду. Уже есть несколько, специализирующихся только на отечественных марках. И как заметил известный российский модельер Владимир Зубец, доля отечественного прет-а-порте на рынке будет с каждым годом увеличиваться.

Поймать удачу

Однако путь молодого дизайнера: работа в развивающейся молодой компании, организация собственного дела, открытие модного бутика - требует титанических усилий. И дело не только в плачевном состоянии российской текстильной промышленности. Мало, кто решается приглашать к себе на работу молодых гениев и планомерно их раскручивать. Счастливые встречи художника и промышленника - редкость. Пока отечественное производство покрывают очень небольшую часть внутреннего рынка. Совсем молодые фирмы находятся в стадии становления... А в России «стадия становления» и «стадия выживания» - синонимы.

«Наш бизнес моды очень красивый, но безумно сложный, - рассказывает модельер Ирина Танцурина. – В отличии от Запада, где модельеры разрабатывают изделия, фабрики их производят, байеры их закупают, магазины продают, у нас нет системы и приходиться начинать с нуля. Мы и модельеры, и фабрика, и магазин. Очень мало настоящих специалистов. Нет профессиональных пиарщиков. Существуют, конечно, западные агентства, но российским дизайнерам они не всегда по карману».

«Ждать, когда придет богатенький банкир и даст денег - бесполезно - поддерживает ее дизайнер- модельер Елена Швабауер, - Сначала нужно доказать, что иметь с вами дело выгодно. И, каким бы одухотворенным человек вы не были, придется сесть и заняться самыми приземленными расчетами. Если хотите добиться успеха, нужно стать не только дизайнером, но и менеджером». Шито - крытоДа. Трудности есть. Но развитие неизбежно. За счет чего? За счет дизайнеров-энтузиастов, влюбленных в свою профессию.

Не все работают только ради денег и славы. У многих это образ жизни. Именно благодарные взгляды клиентов не дают сдаваться и заставляют творить дальше, даже несмотря на каторжный труд. Чтобы участвовать в элитных показах, по правилам от «Кутюр», необходимо представить от 40 до 60 ансамблей, причем любое изделие на 50 до 80% должно быть сделано руками. Если учесть, что платье шьется минимум месяц, а особенно сложные и до полугода – это не мало. Выживают только фанаты, не представляющие себя вне профессии, которые готовы разрабатывать новые идеи, не боясь смелых экспериментов и бессонных ночей, проведенных за работой.

Как-то певица Тамара Гвердцители попросила Игоря Чапурина сшить ей платье для ответственного выступления в Карнеги-Холл. В процессе Игорь изобрел собственный способ вышивки. «У меня было мало времени, - рассказывает дизайнер, - вышивальщиц нанимать было уже некогда, поэтому днем я проводил примерки, а ночами вышивал, придумывая ходы. И, наконец, совместил в одной вышивке золото, бисер и кораллы. Потом, когда я показал уже готовую коллекцию, выяснилось, что ни одна из мастериц не в состоянии это повторить. Потому что моя вышивка была сделана вопреки всем канонам вышивания».

От идеи до признания

Нестандартное мышление, способность разглядеть необычное в привычном, отличают талантливого дизайнера. В основе будущей коллекции, шедевра лежит идея, образ. Стихотворные строчки, детские игрушки, природные ландшафты, воспоминания, впечатления, запахи, звуки – все служит источником вдохновенья и может натолкнуть на оригинальное решение. Но одного таланта недостаточно. Чтобы заметили, оценили, признали нужно участвовать в российских и зарубежных показах. Это не только заявка о себе в профессиональных кругах, возможность найти потенциальных заказчиков, но и презентация идеи, своеобразное подтверждение авторских прав.

Самые известные «Российская неделя моды» (Russian Fashion Week), «Неделя моды в Москве» (Fashion Week in Moscow), Международный конкурс молодых дизайнеров одежды «Адмиралтейская игла» в Санкт-Петербурге. Существуют и специальные программы поддержки молодых дизайнеров. Иногда достаточно даже небольшой помощи, чтобы человек встал на ноги. Главное, чтобы он уверенно шел к своей цели. Вот тогда можно рассчитывать на выгодные контракты, славу и покорение Олимпа fashion индустрии.

Будни профессионала

Татьяна Двелите, главный дизайнер российского концерна «Панинтер»

Творческий подход, креатив, конечно, очень важны в данной профессии. Но на практике полет фантазии ограничивается жесткими рамками маркетинга, реалиями производства. Перед созданием коллекции нужно определиться: кому ее продавать? Какие цвета, модели пользуются наибольшим спросом? Ткани и фурнитура каких производителей нам по карману? Здесь обязательно нужен маркетинговый план, сырьевой макет.

Сначала разрабатывается цветовая гамма, ассортимент, рисуется эскизный ряд. Затем все отдается на суд маркетологов. Из 50 эскизов отбирается в среднем 20 – они поступят в экспериментальный цех. Остальные откладываются до лучших времен. Бывает обидно, но ничего не поделаешь – план! Впрочем, автор может побороться за отвергнутые идеи, в споре доказать их актуальность. В моем случае, например, главная задача в экспериментальном цехе, контролировать создание пробных экземпляров утвержденных моделей. Здесь одни примерки занимают 5-6 часов!

Нужно подобрать фурнитуру, ответить на вопросы конструкторов, швей: где, как, что, куда? Только на эскизы ориентироваться сложно. Возникают и непредвиденные ситуации. Однажды у нас затонул контейнер с «молниями», пришлось срочно искать замену, корректировать план. Процесс производства идет в непрерывном режиме, – сидеть и ждать вдохновения невозможно. Образы, новые идеи в основном черпаются во время посещения международных выставок, при анализе будущих тенденций.

В заграничных командировках занимаюсь не только отбором тканей, но и «сортирую» наблюдения: что у рядовых потребителей пользуется спросом, каким моделям, фактурам отдается предпочтение. Далеко не все отправляются в магазин за эксклюзивными, «навороченными» вещами. Большинство хочет носить красивую, удобную и прежде всего практичную одежду. Именно для этой аудитории и работает производственный дизайн. Как главному специалисту мне приходиться следить за процессом производства сразу нескольких линий коллекции: офисная, одежда для отдыха, модные новинки, ориентированные на «продвинутых» покупателей. В каждом направлении есть возможность придумать что-то новое, проявить себя. Разумеется, бывает сложно. Часто работаем без праздников и выходных, времени на отдых практически не остается. Когда сдаем коллекцию, все остальное отходит на задний план – неважно, какое у тебя настроение, самочувствие, надо значит надо! Мне в такие периоды даже ночью сняться эскизы и примерки...

Но я ни о чем не жалею - мечтала заниматься дизайном одежды всю жизнь, с детства. Без призвания, карьеру в этой области не сделать! Мой собственный вузовский опыт показал - тот, кто по-настоящему не «болел» профессией, за шесть лет мало чему научился. Я обожаю свою работу, искренне радуюсь, когда вижу реальные результаты труда: спроектированные мною вещи, людей на улице, одетых в них!..

Слухи и факты

Все известные модельеры - мужчины

Неправда. Можно привести много примеров, когда больших успехов добивались и женщины. Более того, в отличие от Запада, женщин- модельеров в России больше , чем мужчин, что объясняется традицией. На факультетах дизайна профильных вузов учатся в основном девушки.

Для модельера главное вкус, и умение рисовать эскизы. А работа руками- для швей. Важно и то и другое. Если дизайнер сам делает коллекцию, умение работать руками необходимо, плюс чувство цвета, пропорций. Если руками не пощупаешь, не почувствуешь фактуру ткани - вряд ли что получиться. Многие новички, выйдя из вуза, замечательно рисуют эскизы. Но когда приходит время примерки, начинаются сложности. Найти хорошее место дизайнеру после вуза сложно.

Правильно. Искать работу нужно еще во время обучения. Участвовать и побеждать в конкурсах. Конкуренция на рынке труда у дизайнеров огромная - занять свое место под солнцем удается далеко не всем.

Перспективно, денежно, престижно

Вначале нужно быть готовым к работе исполнителем на швейном производстве или в бутиках известных дизайнеров -модельеров. Заработок на продаже модной одежды для женщин хороший, но вот размер зарплат начинающих специалистов от 300$ до 500$, средняя 500-700$. Главные дизайнеры предприятия могут получать от 1000 до 3000$. Но каждый кутюрье мечтает открыть свой собственный авторский бутик, создать бренд. В этом случае доходы могут резко взлететь вверх, и из категории специалистов дизайнер переходит в разряд бизнесменов.