Джон Ву

Вы здесь

8 Авг 2006 - 04:00
Джон Ву

Джон Ву сейчас считается культовым режиссером. Поначалу он был известен как мастер комедий, пока в середине 80-х годов не снял серию впечатляюще жестоких и вместе с тем романтических гангстерских фильмов, побивших все рекорды кассовых сборов. Первую славу ему принесли гонконгские ленты: "Светлое будущее" (A Better Tomorrow), "Наемный убийца" (The Killer), "Круто сваренные" (Hard-boiled). С начала 90-х Ву прозябал в Голливуде, пока не нашел свою струю, которую можно назвать "романтический экшн". После выхода на экраны фильма "Без лица" (Face/off) он вошел в десятку самых кассовых постановщиков, а успех второй невыполнимой "Миссии" придал ему по-настоящему звездный статус. О нем уже начали писать книги (авторы Marco Bertolino и Ettone Ridola, выйдет на итальянском языке этим летом). Но лета ждать долго, поэтому... Читайте здесь и сейчас интервью с великим режиссером Джоном Ву.

- Сейчас вы, несомненно, являетесь режиссером номер один жанра "экшн". Скажите, вы хотели создать "Миссию" непохожей на свои ленты или пытались держаться, так сказать, в борозде?

- По правде говоря, я хотел снять любовную историю.

- Неужели?

- Видите ли, шпион по своей сути как бы не способен по-настоящему любить. Потому что истинная любовь предполагает самопожертвование, а у шпиона есть задания, которые необходимо выполнить, и, если он кинется, скажем, спасать свою женщину, пострадает работа... Но в "МН-2" мы решили сделать Тома Круза более человечным, более реальным - как вы и я, да и вообще, как любой человек. Ведь в любви каждый из нас проявляется лучше всего. Ну и, кроме того, в фильме много традиционных для боевика (но необычно снятых) сцен - погони на мотоциклах, скалолазание, кулачные бои... Но все это на втором плане. Главное для меня было - показать романтическую историю.

- И Круз с вами согласился? (Кстати, Том Круз не только исполнитель главной роли, но и продюсер фильма - А.Г.)

- Ему хотелось сделать нечто совершенно противоположное первой части.

- Тогда, видимо, и всплыла романтическая история?

- Да, я подумал: ведь Том - обворожительный молодой человек. Всегда улыбается, всегда полон жизни, энергии. Очень быстро говорит, очень быстро думает. У него огромное понимание того, каким должно быть кино, он много знает о жизни. А во всех своих фильмах он играет крутых пацанов, вспомните хотя бы его первую "Миссию" или "Несколько хороших парней". У него всегда серьезное лицо. Тогда я попросил его: "Что, если, кроме бесконечного действия в боевике, ты раскроешься на экране, станешь более эмоциональным?" Мне хотелось видеть его смех, его страсть. И мы придумали любовную линию.

- Круз действительно отлично выглядел на экране!

- Я ничего для этого не сделал. Он просто так выглядит. Вообще, одно слово - хорош.

- Вернемся к боевику: Круз тренировался, чтобы выполнять боевые приемы?

- Нет. Том просто наблюдал, как трюкач делал какое-нибудь движение и тут же повторял. И прыжки с ударами тоже.

- Он делал их сам?

- Сам. Все получалось с первого дубля.

- Говорят, с опасными трюками было то же самое?

- На 95 %. Ему хотелось все сделать самому - почувствовать себя в настоящем "экшене". Ни в одном из своих фильмов он не делал ничего подобного, даже из пистолета не стрелял. Я сказал: "Том, похоже, ты пришел по правильному адресу!"

Боевики - это очень поэтично

- А вы не боялись за Тома?

- Еще как! Просто потел от страха. Ведь там были очень опасные вещи - как, например, сцена в горах, где он перепрыгивает с одной скалы на другую. Том сделал ее сам. - Неужели и здесь обошлось без трюкача?

- Совершенно верно.

- А какая там была высота?

- Ну, метров - 700. Для меня лично это высоковато, по правде сказать, лично я очень боюсь высоты. А Том все равно хотел сделать эту сцену самостоятельно. Я страшно злился, пытался его отговорить (о каскадерах тоже всегда беспокоюсь, но это их работа, они знают, "как" и "что" делать). А здесь... Том нудил и нудил: "Джон, позволь мне... Пожалуйста... Мне так хочется". Я согласился (в конце концов, именно он как продюсер заказывает музыку), но все равно очень перепугался. Когда шла съемка этой сцены, я даже на монитор боялся смотреть. И первый раз все обошлось благополучно... Правда, Том на этом не остановился и повторил трюк семь раз!

- Что вы вынесли из опыта съемок на американских площадках?

- За последние годы я понял, как здесь работают. В Штатах главное - не выйти за рамки бюджета. В Голливуде, если режиссер превысит смету - все: никто и никогда не предложит ему больше ничего снять. Но если он удерживается в рамках выделенных денег - даже в том случае, когда делает дурное кино, - постановщик получает работу снова. В Гонконге режиссер может делать все, что его душе угодно. Он контролирует съемочный процесс полностью: он может превышать смету насколько ему угодно, делать то, что ему заблагорассудится.

- Ваши дальнейшие проекты?

- "Говорящий с ветром" - фильм о войне с Николасом Кейджем в главной роли. А затем комедия "Королевский выкуп" (с Чоу Юнь-Фатом).

- А боевики?

- Это останется навсегда. Боевики - моя страсть. Знаете, это очень поэтично - снимать боевики! Я не диктатор, и меня все любят.

- А правда, что Том Круз лично пригласил вас на постановку фильма "МН-2"?

- Почти два с половиной года назад Том позвонил мне из Лондона, где он снимался в "Широко закрытых глазах" (Eyes Wide Shut). Он сказал, что ему понравился фильм "Без/лица", что он любит мои гонконгские фильмы и вообще мой стиль. И спросил, не хочу ли я снять продолжение фильма "Миссия невыполнима".

- Какова была ваша первоначальная реакция?

- Я был весьма удивлен. Я не ожидал такого предложения и не думал ни о чем подобном. Я спросил: "Почему я?" Он ответил, что это должна быть "Миссия невыполнима" - по Джону Ву. Уже тогда, мысленно, он представлял, что каждый будущий эпизод фильма будет отличаться внешне и по стилю от работы предыдущего режиссера. Кто знает, может быть, следом выйдет "Миссия невыполнима" Джеймса Кэмерона?

- Вы смотрели оригинал?

- Я не протащился от первого фильма. Мне показалось, что он слишком сложен. Я не до конца понял сюжет и не особенно переживал за героев. Да и героев-то там особенно не было. Я человек прямой. Я сказал Крузу: "Мне понравился фильм, но боюсь, что он не слишком крут для меня". Я сказал, что если он принесет историю с более развернутыми и правдоподобными персонажами, тогда я возьмусь. Мой стиль опирается на героев.

- То есть вы не ухватились за предложение немедленно?

- Мне нужно было, чтобы он пообещал мне кое-что. Я не собирался снимать какой-нибудь научно-фантастический или высокотехнологичный фильм со спецэффектами, поскольку я не очень рублю в этом. Мне нравится реальность. А не как в первой "Миссии" - везде компьютеры, компьютеры. Мне нужно нечто большее.

- А Круз согласился с вами?

- Он хотел... чтобы картина отличалась от фильмов о Джеймсе Бонде. В фильмах о Джеймсе Бонде всегда одно и то же. Тот же герой, тот же костюм, те же действия, все точно такое же. Он хотел, чтобы на этот раз герой был совсем другим.

- Сообщалось, что съемки сопровождались многочисленными проблемами. Это были трудные съемки?

- О, это был самый трудный мой фильм, в основном из-за плохой погоды в Австралии. Дождь шел почти каждый день. Иногда нам удавалось снять лишь один эпизод за сутки. Иногда - ничего. Просто ждать и ждать. То же самое с погоней на автомобилях. Первоначально мы хотели снять ее в центре Сиднея. И когда у нас уже все было готово, внезапно нам запретили.

- Как вы относитесь к режиссерам, которые копируют ваш стиль в фильмах типа "Ромео должен умереть" (Romeo Must Die) и "Матрицы" (The Matrix)?

- "Матрица" мне понравилась.

- Почему все так любят работать с вами?

- Да потому что я не диктатор, люблю, когда все работают, как сплоченная команда, как семья! Ненавижу формализм! Вот с актерами я всегда стараюсь экспериментировать. Например, на съемках "Без/лица" я предложил актерам: . Я предоставил им широкое поле для творческой самореализации. Поэтому множество сцен были сыграны не по указке, а на основе их актерского инстинкта.

- А с суперзвездами сложно работать?

- Да нет. Никогда никаких проблем не возникало. Все друг друга уважаем, никакой ревности, зависти и прочего. На самом деле они все очень человечные, даже мягкие. Я заметил, что многие любят делать все трюки самостоятельно, не оставляя опасных сцен дублерам. Наверное, потому, что во мне они уверены на все сто. Они твердо знают, что я сделаю все, чтобы на экране они смотрелись окей, поэтому у меня с актерами, даже суперзвездами, проблем не бывает.

- О том, что Том Круз снимался в опасных сценах, мы знаем, а что еще было?

- Например, Николас Кейдж с детства боялся высоты, но, несмотря на это, исполнил одну опасную сцену... В фильме "Без/лица" одна из сценарных задумок требовала, чтобы Николас Кейдж очень быстро бежал по крыше нефтяной платформы, расположенной в трех милях от побережья Карпентерии в Тихом океане.