Персональный шоппинг - persоnal shopping

Вы здесь

4 Авг 2006 - 04:00
Персональный шоппинг - persоnal shopping

Любой приличной женщине нечего надеть - это же известная инфекция, которая время от времени поражает всех. И страстных поклонниц шоппинга, и тех, кто шоппинг выносит с трудом. И обладательниц гардеробных, забитых разнообразнейшими ямамотами, дольчегаббанами и луи-виттонами. Минималисток, которые добровольно держат свой гардероб в аскезе - три пары любимых черных брюк, два пиджака, четыре любимые белые блузки, два джемпера, ну и юбка - на случай особо женственного настроения. А иногда с утра такое бывает - вот абсолютно нечего надеть.

Во-первых, деловые переговоры с давними партнерами - а они все ваши костюмы уже знают наизусть. Во-вторых, вечером улетать, ну, скажем, на конференцию в Лондон, которая совпадает с выставкой цветов в Челси, куда вы званы и куда нужно явиться, упаси Господи, в шляпе? И сильно хочется лечь спать дальше, а проснуться уже на диком острове. На острове можно ходить почти голой и забыть о том, что твой внешний вид - это и твоя биография, и характер, и статус, и - договор о намерениях с этим самым обществом.Но все приличные острова давно уже обитаемые.

И убить бы этого Маркса.

Как за что? За то, что он изобрел капитализм. А при капитализме надо выглядеть - к оному грустному выводу пришел еще Марк Твен в прошлом веке: "Человека красит одежда. Голые люди имеют крайне малое влияние в обществе, а то и совсем никакого". Так что мы не агитируем вас за то, чтобы возобновлять сеансы у личного психотерапевта. Инфекция "нечего надеть" лечится и другим способом: ведь Маркс придумал не только капитализм, но и разделение труда.Согласитесь: составить разнообразный и во всех отношениях правильный гардероб - чудовищный труд. Чтобы в шкафу ничего лишнего и всегда было что надеть.

Вывести идеальную формулу личного стиля еще труднее: нужно видеть себя со стороны.

И еще - любить и уметь делать грамотный шоппинг.

Профессия - шоппер

Галина Александровна Зайцева, профессор кафедры труда и социальной политики Российской академии государственной службы при президенте РФ, доктор философских наук

Когда нужен профессиональный компаньон по шоппингу?

Во-первых, если вы хотите полностью сменить или немного подкорректировать имидж.

Во-вторых, если вы точно знаете, что вам надо, и еще вам совершенно ясно, что придется потратить несколько дней методичных походов по бутикам, чтобы найти какой-то задуманный комплект. А времени такого нет категорически.И в-третьих, если вы не можете ходить по магазинам без советчика. И обычно в кульминационный момент - когда вы выходите из примерочной - на помощь призываются родственники и подруги, в моде не слишком искушенные. Слишком хорошо знающие вас со всеми вашими примочками и привычками, чтобы непредвзято оценить, хороши вы в этих брюках или не хороши. А если вы просто изумительны, то с какими туфлями их можно было бы носить.

И хотя бы за то стоит освоить услуги персональных стилистов, что они смягчают острые углы непростого процесса похода по бутикам. Это особенные люди:

  • с железными нервами,
  • с навыками не только стилистов, но и психологов,
  • с целью не впарить вам как можно больше всего, а подобрать для вас нужные вам вещи,
  • мастера спорта по ориентированию на модной местности,
  • с талантом четко вписываться в бюджет клиента.

Персональный шоппер может составить вам компанию при походе по бутикам, а что еще лучше - просто отвесить для вас вещи на заданную тему и вам дать три-четыре адреса, куда действительно стоит заехать. А что еще удобней, привезет отобранные для вас вещи к вам домой, где вы спокойно все примерите и примете решение.

Какие они бывают

В Европе и США услуга индивидуального шоппинга давно в ходу. И там есть два вида профессиональных шопперов:

  1. Консультанты по персональному шоппингу, которые работают на зарплате в моллах и получают проценты от покупок, сделанных клиентом. А для клиентов из особого списка их услуги бесплатны. Собственно, особые списки невелики - обычно это постоянные клиенты, которые делают покупки на наиболее крупные суммы. С каждым из особого списка консультант неплохо знаком лично и представляет себе их предпочтения в моде. Как только приходят свежие коллекции, персональные шопперы звонят клиентам с рекомендациями, в какой бутик зайти и на что там обратить внимание. В общем, консультанты в моллах могут вдумчиво заняться подбором гардероба для них, но обычно работают по принципу "скорой помощи". Это когда клиенты просто звонят и говорят: "У меня двадцать минут на выбор платьев и туфель одежды к сегодняшней вечеринке". К приезду клиента шопперы готовят на выбор пять-шесть вариантов комплектов одежды.
  2. Стилисты, работающие для знаменитостей и светских персонажей. Это завсегдатаи светских и фэшн-мероприятий. Их многие знают и обращаются к ним по знакомству, открытой рекламы они не дают. Они в курсе не только последних коллекций Джона Гальяно, Калвина Кляйна и Марка Джакобса, но и ассортимента маленьких шоурумов, а то и блошиных рынков. Их знают во всех бутиках и регулярно информируют о новых поставках. В результате стилисты подбирают своим клиентам все - от верхней одежды до носового платка. А заодно подарки для близких, столик в ресторане и номер в отеле. Они могут быть членами всяческих ассоциаций моды, вести телепрограммы о моде. Они свободные художники, то есть фрилансеры (от английского freelance - "свободный"). Работают не только с частными клиентами, но и на фильмах, спектаклях и прочих шоу вроде церемоний вручения "Оскаров" и "Грэмми". В год они имеют от $100 000 до $700 000.

Но зато и работа у фрилансеров очень нервная, считает известный стилист Кармен Валво:
- Представьте только: вы просыпаетесь часов в 12, вряд ли же вашим клиентам захочется совершать шоппинг ранним утром. Заворачиваетесь в уютный махровый халат и проводите свое "утро" на балконе за чашкой кофе, булочками с шоколадом и просмотром модных журналов. А только потом начинаются деловые звонки. Но, с другой стороны, если клиент требует, чтобы вы в девять утра посмотрели туфли в бутике Gucci и чтобы немедленно с ним их обсудили, особенно это касается знаменитостей (среди клиентов Кармен Валво Шэрон Стоун, Хэлли Бэрри и Голди Хоун. - прим. авт.), об отказе не может быть и речи. Но чаще всего звезды просят устроить им примерку в бутиках после закрытия - чтобы не налетели фанаты.

Великие комбинаторы Яна Брюховецкая, владелица бутика Gардероб и арт-директор компании Personal Touch Consalting Конечно, моду на эту услугу ввел Голливуд. Если без шуток, посчитали, что средняя голливудская звезда класса А тратит $36,65 миллиона в год только на вещи и услуги личного стилиста. Уже стали общим местом анекдоты о знаменитостях, которые имеют штатных стилистов двадцать четыре часа в сутки, а без их помощи предпочитают носить что-нибудь безопасное, вроде пары джинсов.

Но обратиться к персональному стилисту - вовсе не обязательно означает поставить свое факсимиле на табличке с надписью "У меня нет вкуса". Сами модные дизайнеры - Джон Гальяно, Марк Джакобс, Стелла Маккартни - часто обращаются к стилистам за новыми идеями: ведь сейчас мода находится в состоянии "все уже было", соответственно, ввести новую тенденцию - означает придумать новую комбинацию вещей.

Даже звезды, которые неизменно попадают в рейтинги самых стильных людей мира, в редких случаях составляют свой гардероб сами, без чуткого присмотра специально обученных людей.

Например, Мадонна. У нее, безусловно, вкус. Она, как известно, любит шоппинг. Но вот в каком виде она его любит? Она лишь изредка занимается инспекцией бутиков самолично и посещает модные показы. И из бутиков, куда только-только пришла новая коллекция, звонят не ей лично. Стелла Маккартни отнюдь не занимается личным гардеробом своей подруги Мадонны, как уверяет пресса. Слава Мадонны как фэшн-хамелеона - это в том числе и награда ее личной стилистке Арианне Филлипс. Другие работы мисс Филлипс - костюмы для фильма Girl Interrupted и "Народ против Ларри Флинта", а также новый имидж Кортни Лав и Ленни Кравица.

Или вот Гвинет Пэлтроу - у нее в общем безупречное чувство стиля. При этом она весьма тесно дружит и часто советуется с Филиппом Блохом, который одевает многих голливудских актеров класса А. Например, он плотно и успешно работал с самыми "сложными" - Джоди Фостер, Джоном Траволтой, Сандрой Баллок. Чем и сам стал знаменит: у него свое телевизионное шоу, и он определенно один из самых ярких персонажей голливудской тусовки. Более того, мнения Филиппа о том, какие тенденции назревают, часто спрашивают Джорджо Армани, Донна Каран, Калвин Кляйн.

Правда, незадачи у Гвинет и при Филиппе случаются: была нехорошая история на прошлом "Оскаре". Просвечивающий наряд в жанре панк-гламур от Alexander McQueen вызвал одну реакцию: Гвинет явно не в себе. Мистер Блох, который порекомендовал ей это платье, был в страшном конфузе.

Просто Гвинет и правда была не в себе - она поставила Блоху неправильную задачу: на этом "Оскаре" ей нужно быть в чем-то сугубо антиромантичном. И так настаивала, что с панковскими мотивами случился перебор. Так что союзу Пэлтроу-Блох не удалось взять реванш после "Оскара" в 1998 году - помните, тогда Гвинет назвали лучшей актрисой года за фильм "Влюбленный Шекспир" и на ней тогда было розовое платье Ralph Lauren, само по себе вполне гламурное и роскошное. Но! От цвета этого платья у Гвинет на щеках и на носу случились возмутительные розовые отблески, особенно когда она заплакала перед микрофоном.- Не могу поверить, что это была я. Это же розовая свинка какая-то. Я даже ту статуэтку в доме не держу, чтоб не вспоминать о том ужасном платье.

Вышло так, что и на этот раз Гвинет опять было нечего сказать. Филипп Блох прокомментировал ситуацию так:

- Я просто так уже дружу с Гвинет, что забыл главное правило стилиста - не поддаваться истерическим реакциям клиентов.У стилистов знаменитостей, правда, случаются и прочие, вполне объективные осложнения - контракты о сотрудничестве с определенными марками. Но талант великих комбинаторов и тут спасает.

Голливудская же стилистка Кэти Дерби однажды призналась в телевизионном интервью:

- У "талантов" - так мы называем актеров класса А - в гардеробе должны обязательно быть только определенные марки - по контракту. И я частенько спарываю лейблы с вещей именитых марок и пришиваю их к вещам не таких известных брэндов. Мы не хотим никого обидеть, просто не всегда то, что нужно, есть у Armani и Chanel; у других, не суперизвестных, фирм тоже есть отличные вещи.кому это надо?

Отнюдь не только знаменитости пользуются услугами "вольных художников". Из всей массы клиентов выделяют три четких довольно типа:

1. Высокооплачиваемые профессионалы. Их жизнь расписана по минутам, ритм работы - бешеный, а дресс-код - весьма строгий. Они, как правило, дико много работают, при этом люди довольно публичные. Такие пользуются услугами персональных шопперов из-за катастрофической нехватки времени. И еще из-за перфекционизма, который им по статусу просто положен, - выглядеть надо на все сто, а чтобы быть в курсе всех модных направлений, требуется много энергии. На слэнге зарубежных стилистов такую публику называют new money, что значит "новые деньги".

2. Модники сомневающегося типа. В глубине души понимают, что надо бы изменить имидж или просто осознать свой стилевой формат, но как это сделать - непонятно. Поэтому способны доверяться профессионалам и слушаться их советов. В отсутствии вкуса их никто не обвинит, ведь "Если вы не уверены в своем вкусе, знайте: он у вас есть" - эта фраза любезно предоставлена Уистеном Хью Оденом, британским стилягой и поэтом конца прошлого века. Хотя модники сомневающегося типа наименее состоятельная группа, с ними больше всего любят работать персональные стилисты - есть где проявить свои таланты.

3. Люди, для которых наличие персонального стилиста такой же элемент престижа, как коллекционный роллс-ройс и своя вилла на острове. По статусу и положению в обществе им полагается тратить определенное количество денег на одежду за отчетный период - например, каждый сезон практически полностью обновлять гардероб вещами из новых коллекций и чуть не каждый месяц обновлять "парк аксессуаров". Весьма часто это люди с аристократическими корнями или те, кто "растит" в себе аристократизм. Если гардеробом их предков занимался личный портной, то сейчас его место занимает личный стилист.

Пионеры движения

В Москве словосочетание "свой стилист" - определенно модная тема. На спрос есть и предложения: советы по стилю дают своим близким друзьям представители творческих профессий. Есть и новая столичная волна - вопросами стиля одежды частных клиентов стали заниматься стилисты по прическам и визажисты, а также стилисты, которые работают для журналов-клипов-рекламы и привыкли одевать моделей. Некоторые еще и берут за свои услуги совершенно неадекватные деньги.

Результаты оного живого творчества масс налицо: в целом светский облик Москвы в лучшем случае можно обозначить словом "своеобразный". Глубокая вера в лейблы в умах отечественных модников по-прежнему подменяет стиль.Это непорядок, что в Москве нет грамотно выстроенной услуги персонального шоппинга, решили владелицы магазина Gaрдероб Яна Брюховецкая и Ольга Игнатова. И зарегистрировали компанию Рersonal Touch Consulting. Совершенно отдельную от своего бутика. В Москве они пионеры движения - услуга индивидуального шоппинга, которая на Западе давно в ходу, в Москве впервые будет представлена в цивилизованном виде.

Сама Яна в этом деле уже собаку съела - в частном порядке она уже долгие годы успешно помогала подбирать гардероб для своих клиенток:

- Я не сторонник позиции "забудь все, что нравилось, будем делать из тебя нового человека". Ведь если клиентке не нравятся черные брюки, пусть они и сидят отлично, она сразу же посереет, потухнет и будет недовольна. Кому от этого лучше? Так что подбирать для кого-то вещи - весьма тонкая работа. В общем, все зависит от того, насколько у меня с клиентом сложится личный контакт. Важно, чтобы стилист в итоге долгого общения понимал клиента с полуслова и стал ему кем-то вроде хорошего приятеля, а клиент осознал, что он себя, как никогда раньше, любит в том, что советует ему стилист.

В какой-то момент Яна осознала: у нее уже такое количество клиентов, которые просят ее ходить с собой по магазинам, что она сама не справляется. И что персональный шоппер - теперь актуальная для Москвы профессия. Например, Ольга Игнатова, собственно, и модным бизнесом начала заниматься благодаря Яниному таланту стилиста. Долгие годы Ольга сама была клиенткой Яны, в результате чего, кстати, полностью изменила свою манеру одеваться и перестала относиться к шоппингу как безмозглому приобретательству вещей по методу случайных чисел.

Поэтому идею Яны создать службу Personal Touch Consulting Ольга поддержала сразу же:

- Когда мы поняли, что будем это дело организовывать, начали готовить персонал. Сейчас у нас уже есть три человека, которые готовы работать шопперами. Одна девушка лучше всего находит общий язык с энергичными юными барышнями, другая - тонко чувствует зрелых респектабельных клиенток, третья - прекрасно разбирается в деловом стиле и специфических дресс-кодах большого бизнеса. Если у нас все правильно пойдет и мы сможем зарекомендовать себя как профессионалы, надеюсь, к нам обратятся и наши звезды. Чего в будущем хотелось бы - многие из них выглядят совершенно неадекватно.

Устройство модной услуги

  • Сначала нужно прийти на первую консультацию и заполнить особую анкету, из которой персональный стилист поймет стилевые предпочтения клиента. Затем длительный разговор о задачах и возможностях обеих сторон. И также взаимное психологическое прощупывание - клиент и стилист явно должны друг другу подходить идеально. Определяется план работы: понадобился ли костюм на один вечер или же надо каждый сезон подбирать что-то новое. А возможно, вам просто нужен совет относительно уже имеющегося гардероба: что с чем носить, где укоротить, удлинить, перешить. Цена первой консультации - $200, но, если клиент решит дальше пользоваться услугой personal shopping, то услуги стилиста будут оплачиваться из этих денег ($50 в час).
  • Далее следует выезд стилиста в бутики, отсмотр коллекций, выбор подходящих вещей на примерку. Составление маршрутного листа для клиента и примерка им выбранной одежды - разумеется, в заранее назначенное время в бутике и под чутким руководством стилиста.
  • Если в пределах московских бутиков ничего вменяемого, в том числе по ценам, не находится, возможен совместный выезд на шоппинг и даже недели моды pret-a-porter в Париж, Милан или Нью-Йорк. Ольга с Яной готовы даже помочь заказать вещи haute couture, а, как известно, кутюра в пределах нашей столицы практически не водится. Платья haute couture нужно заказывать только напрямую у дизайнеров, а поскольку они всегда исполняются в единственном экземпляре и всегда вручную, на бесконечные примерки уйдет около полугода.
  • Работа персонального стилиста, как упоминалось выше, обойдется в $50 в час, если это подбор наряда на один раз. Если вы выберете "абонементное обслуживание", предусматривается фиксированная плата за месяц.*Начальный капитал, с которым стоит обращаться к услугам персональных стилистов, - не менее $1000-1500, но это минимум. В итоге услуга persоnal shopping получается очень приятная: положительный эффект шоппинг-терапии, а тем более профессиональной. К тому же немалая экономия выходит: во-первых, времени, а во-вторых, денег - у персональных стилистов в бутиках имеются неплохие скидки.

Лейблопоклонничество на московской почве

Думаем, московским стилистам поначалу придется немножко тяжелее, чем если бы они работали за границей. Потому что им нужно будет произвести что-то вроде "бархатной революции" и как-то вылечить наших модниц от недуга лейблопоклонничества:

- У российских женщин пунктик на тему одежды. Я не знаю, где еще за границей гардеробу уделяют столько внимания. Там, если даже и встретится на улице разодетая барышня, это непременно русская, - говорит дизайнер Катя Гомиашвили, которая довольно долгое время прожила в Лондоне и в Монте-Карло. Впрочем, этот процесс западные модные критики и социологи моды с увлечением наблюдают последние пять лет.

Недавно на светскую вечеринку мы попали в удивительной компании: один московский стилист, работающий для многих глянцевых журналов, одна фэшн-журналистка, а также один арт-директор одного из центральных телеканалов и один довольно известный голландский стилист. Чем заняться на вечеринке? Обсуждать внешний вид гостей, причем в данном случае эту беседу можно считать профессиональной. У журналистки в сумке случайно включился "черный ящик" - диктофон. Запись вышла - в чистом виде змеиные диалоги из знаменитого фильма Роберта Олтмана "Прет-а-порте". Чтобы уберечься от испорченных отношений, будем считать, что имена обсуждаемых искажены диктофонной записью. Обсуждающих обозначим буквами А (стилист), Б (журналистка), В (арт-директор) и G (голландец). Послушаем?

G: А почему половина девушек - с застывшими лицами и огромными, распластанными по лицу губами, будто бы их всех на входе прихлопнуло дверью?

А: Это расовые признаки московских активисток светской жизни. Пали жертвами тайного заговора пластических хирургов против женщин - думаю, сейчас в день в Москве изводятся тонны рестилайна для замораживания мимики лица и попутного изведения морщин, а также геля для увеличения губ.

Б: А вон N (одна телеведущая. - прим. ред.) - какая молодец, уже давно не девочка, а вся в молодежных тенденциях - и кеды, и спортивные штаны со штрипками. Кстати, ей неплохо.

А: Что-то она уже полгода ходит в этом ямамотовском пиджаке в картинках. Картинки видеть больше не могу, хотя с этими штанами отлично. Какая у нее наимоднейшая гигантская сумка!

В: С тенденцией oversize она что-то перебарщивает. В принципе, она смело может сама поместиться в свою сумку с головой и еще свою ассистентку туда складировать.

G ( взъелся на так называемых "активисток светской жизни"): Бедные фотографы светской хроники. Им нужно фотографировать красиво одетых девушек, а девушки, хоть собой и хороши, одеты все абсолютно одинаково. Просто объединенный показ Gucci-Versace.

А: Какая же с мужчинами беда - одеты просто никак. Я не беру вон того в рубахе в маках, которых одет как клоун. Хотя бы нескучно. Но брюки длинноваты, а пиджак должен быть чуть покороче, а то есть ощущение, что у человека очень короткие ноги.

Б: А даме N (жена нефтяника. - прим. ред.) мало одной сумки Kelly от Hermes. Она думает, не все поймут, что ее сумочка стоит далеко за шесть тысяч североамериканских. Поэтому у нее еще и косметичка с логотипами Louis Vuitton, которую она непрерывно достает из сумочки, чтобы все поняли, в конце концов. Я думала, таких динозавров уже нет в природе.

Понимаете? За нами все время наблюдают. Так что стиль - это явно не только средство самовыражения, но и защита, для публичных людей так точно. Но самостоятельно выстраивать линию защиты выходит у единиц. Мы могли бы, конечно, сказать что-нибудь вроде: "Медицине буквально на днях стало известно, что лишь 5% людей обладают абсолютным природным вкусом. Еще 50% - люди сомневающиеся, склонные прислушиваться к советам. У остальных вкуса нет совсем. Причем эти самые остальные почти все уверены, что про свой стиль они понимают лучше всех. А последние эксперименты показали еще более удручающую вещь: предположения о том, что вкус возможно воспитать, оказались неверны". Но медицина не занимается вопросами вкуса, так что это всего лишь умозрительные статистики профессионалов от моды.

Вопрос: стоит ли им доверяться и в какой мере? Но резонов обратиться к их талантам - масса. Причем резонов не только модных, но и практичных.

Галина Александровна Зайцева, профессор кафедры труда и социальной политики Российской академии государственной службы при президенте РФ, доктор философских наук:

- С Яной Брюховецкой мы познакомились лет шесть назад, она еще работала байером и консультантом в бутике Yves Saint Laurent, когда он был в Черкасском переулке. И с тех пор и общаемся. Яна точно чувствует, что мне нужно, в чем я себя полюблю, и каждый раз, возвращаясь с закупок для "Gaрдероба", привозит что-нибудь и специально для меня. Чаще всего попадает в точку. А в общем я сама себе стилист, вещи у меня получается подбирать самостоятельно. У меня гигантский гардероб, и, если перечислить все марки, может получиться небольшая брошюра, но лишних вещей там нет - я ношу все. Такой у меня характер: все время люблю меняться и не люблю возвращаться к старому. Вот сейчас в моде меня не все устраивает: дизайнеры принялись угождать молодежи и увлеклись восточной этникой. Мне это скучно: я все это уже носила лет двадцать назад, и теперь хочется чего-то менее фривольного, построже и со спортивным уклоном. Но Яна меня убедила, скажем, что немножко стиля хиппи не помешает. Благодаря ей же в моем шкафу появились и Lolita Lempicka, и Michael Kors, которых раньше мне было трудно воспринимать. В принципе, нет марок, которые бы мне не нравились или которые бы нравились безусловно. Хотя вот Chanel - это мое. Раньше я много покупала вещей от Yves Saint Laurent, еще до Тома Форда, - сейчас уже не знаю, боюсь, эта марка перестанет быть моей любимой. Из последней, фордовской, коллекции я купила бархатный костюм с бантами и ношу его, однако не уверена, что YSL в женственной версии останется одной из моих любимых марок.

Яна Брюховецкая, владелица бутика Gардероб и арт-директор компании Personal Touch Consalting:

- С третьего класса я мечтала быть "моделером" - в орфографии моей бабушки. Все время что-то рисовала, примеряла, придумывала. Поступила в Институт легкой промышленности и получила диплом модельера-конструктора. Но потом быстро поняла, что шить или преподавать я не могу, зато могу очень хорошо выбирать вещи и сочетать их друг с другом. И решила двигаться в этом направлении. Нашла работу в бутике Yves Saint Laurent, который тогда располагался в Черкасском переулке, и, видимо у меня так хорошо получалось составлять комплекты, что мне довольно быстро доверили делать закупки, то есть стала байером. Правда, клиентам, с которыми я общалась в Yves Saint Laurent, что-то посоветовать было не так-то легко - просто было некорректно советовать идти в другой бутик, смотреть другие марки. Сегодня во многих бутиках предлагают что-то отдаленно напоминающее индивидуальный шоппинг, но исключительно в рамках самих бутиков. Так для них, понятно, выгодней. Мы же абстрагируемся от "Gардероба" и хотели бы договориться о взаимном сотрудничестве с московскими компаниями и бутиками, например Mercury, "Джамилько", Le Form, "Подиум", "Лидэ".

Я в общем согласна с мнением, что наша столица по сравнению с Миланом проигрывает сильно - в плане количества марок. Но даже за границей, чтобы сделать правильный шоппинг, нужен талант. По опыту могу сказать: когда наши барышни выезжают за границу на шоппинг, у них начинается легкая истерия - беготня по бутикам и трата огромных денег. Потом приезжают сюда и жалуются: мол, у меня полный шкаф, а я ничего не ношу. А все потому, что, оправившись от заграничной погони за статусными вещами, они понимают, что новые вещи никак не вяжутся с уже имеющимися. Составить из вещей разных марок правильный костюм - задача, с которой не все умеют справляться. Тут нужна помощь профессиональных стилистов.

Васса, главный дизайнер собственной марки Vassa, до этого работала ассистенткой Калвина Кляйна. Практически все время живет в Нью-Йорке с 1992 года:

- В Нью-Йорке кроме знаменитостей услугой индивидуального шоппинга пользуются только очень богатые люди: это в основном жители Ист-Сайда, жены исполнительных директоров нефтяных компаний и наследницы больших состояний. На нью-йоркском сленге эту социальную прослойку называют old money, то есть "старые деньги". Это люди, которые на светских приемах надевают кутюрные платья. И даже одежда на каждый день у них должна быть статусных марок - например, от Hermes и Chanel. Другая часть клиентов - высокооплачиваемые профессионалы, представители больших финансовых корпораций, живущие по минутам, на нью-йоркском сленге - new money ("новые деньги"). При том что они страшно заняты, положение обязывает их к довольно густому графику покупок. Костюмы они покупают не так уж часто, зато большое внимание уделяют аксессуарам - они непременно должны быть дорогими, и считается хорошим тоном часто их менять. Вот, к примеру, считается, что на сумку хорошо бы тратить от $1500, на обувь - $500-900. Впрочем, это относится не только к new money, а в принципе и ко всем активным участникам светской тусовки. Да, чуть не забыла: еще важно часто менять часы. Конечно, имеются в виду не те часы, которые принято считать "вложением денег", а часы дизайнерские, которые стоят около $2 тысяч.

Стилисты-фрилансеры, которые для частных клиентов, - обычно сами по себе весьма интересные светские персонажи. Их все знают, они всегда в курсе не только последних тенденций, но и сплетен. Это невероятно артистичные и чрезвычайно общительные люди, которые знакомы со всеми и вся. Благодаря тусовке они и находят своих клиентов - по методу "сарафанного радио".

Ирина ГРУБА