На рынке труда переизбыток кадров с высшим образованием

Вы здесь

Просмотров:
121
На рынке труда переизбыток кадров с высшим образованием

Рынок труда все активнее пополняется молодыми специалистами, которые бизнесу заведомо не нужны. Мы десять лет готовим лишних специалистов в вузах, чтобы потом на рабочих местах их переучивать, и это при катастрофической нехватке денег на образование! Так одной фразой, прозвучавшей на третьей научно-практической конференции "Экономика образования - итоги мониторинга" в Государственном университете - Высшей школе экономики, была обозначена коренная проблема подготовки кадров сегодняшней России. Казалось, экономический маятник, качнувшись в последнее время в сторону реального сектора, разрешит ее сам собой, за спросом потянется предложение. На деле все оказалось сложнее.

Претензии со всех сторон

Вот статистика - она не стала лучше: 75 процентов выпускников российских вузов работают ныне не по своей специальности. Молодых дипломированных специалистов по-прежнему приходится в массовом порядке переучивать на предприятиях.

В Российском союзе промышленников и предпринимателей недовольны сложившейся ситуацией. Вузы выпускают специалистов больше, чем нужно, но не всегда тех, кого ждут на рабочих местах. Предприниматели считают: они платят налоги, и государство обязано готовить для них те кадры, какие требуются. Сейчас эксперты РСПП формулируют предложения для правительства. Предлагается, в частности, привлекать работодателей к формированию программ учебных заведений, включать представителей крупных компаний в общественные наблюдательные советы при вузах.

Нарекания предпринимателей на подготовку кадров во многом справедливы. Но прав и тот ректор вуза, который предъявляет государству претензии в связи с недостатком средств. По этой причине он не может приглашать к себе талантливых преподавателей по наиболее востребованным предметам, быстро переориентировать учебный процесс в соответствии с новыми запросами, подключать вуз к научным разработкам, важным для страны или региона.Так переплетаются экономические и социальные проблемы, требующие непрерывного анализа, но лишь недавно стал проводиться комплексный мониторинг системы образования в стране. Цифры, прозвучавшие на конференции, впечатляют. По уровню государственных расходов на образование в процентах к валовому внутреннему продукту Россия занимает 32-е место в мире, уступая не только бывшим социалистическим восточно-европейским государствам, но и таким странам, как Индия. Бюджетные расходы на профессиональное образование в расчете на одного обучающегося в 10 раз меньше, чем в высокоразвитых странах мира. А это сказывается и на уровне преподавания, и на оснащении учебной базы.

Другой вопрос: насколько рационально используются бюджетные деньги в этой области? С 1996 года выпуск специалистов с высшим образованием увеличился в 2,5 раза, что примерно вдвое превышает спрос, со средним специальным - на 35 процентов, но это почти в два раза меньше, чем требуется.Итак, одних специалистов перепроизводство, других - недобор. Легко подсчитать, что это стоит государству, семьям и обществу в целом. В минувшем году обучение одного человека в вузе обошлось в 25,6 тысячи рублей, в среднем специальном учебном заведении - 18,8 тысячи рублей, в начальном - 22,2 тысячи рублей.

Мечта ректора

Теперь об уровне знаний выпускников. У государства пока нет четких критериев на этот счет. Поэтому наиболее объективной оценкой для социологов остаются мнения руководителей учебных заведений и менеджеров, которые набирают людей на учебу или работу. Более половины руководителей вузов, техникумов и колледжей заявляют о снижении уровня знаний выпускников общеобразовательных школ. Уже там закладываются изъяны будущего профессионального образования. Нищенской зарплатой учителей государство окончательно отпугнуло от профессии школьного учителя способную молодежь. Престиж профессии упал ниже всякого уровня. Но наука и современное производство не могут с этим мириться, требования к абитуриентам растут. В итоге родителям все больше приходится тратиться на репетиторов, на взятки.

На конференции приводились такие данные. Если условно распределить взятки, уплаченные за некоторых абитуриентов, между всеми поступившими, то в Москве на каждого из них придется в год в среднем по 6,5 тысячи рублей, а в остальных регионах - по 2,5 тысячи рублей. Для приостановления этого процесса, собственно говоря, и был задуман единый государственный экзамен, но, судя по всему, он проблему не решает.

Расширяющаяся сфера официального платного профессионального образования несколько улучшает финансовое положение учебных заведений, но, как выяснилось, не повышает уровень подготовки молодых специалистов. Студенты, обучающиеся за плату, часто не способны усваивать учебные программы. Они нужны вузу больше, чем он им, но тем не менее таких студентов будут держать, невзирая на уровень приобретаемых знаний. Вывод: необходима целевая поддержка учащихся из малодоходных семей. Эта поддержка, по мнению ученых, могла бы оказываться в виде образовательных кредитов, предоставления налоговых льгот семьям, инвестирующим в образование.

С другой стороны, как-то странно вошли в рынок работники вузов. По опросам, трое из четырех преподавателей имеют работу в другом учреждении или занимаются репетиторством. Доходы со стороны часто превосходят основную зарплату. Социологи выяснили, что приемлемый уровень зарплаты, получая которую преподаватели могли бы сосредоточиться исключительно на своей основной деятельности, для Москвы в среднем составляет 27 тысяч рублей (ныне у них 7500 рублей), для других городов - 20 тысяч рублей вместо нынешних 5000 рублей. Разумеется, ректоры мечтают об идеальном преподавательском составе. Но для этого платить ученому московского вуза понадобится 50 тысяч рублей в месяц, а в регионах - не менее 35 тысяч (что является нормой, например, для Польши и Венгрии). При такой зарплате профессора и доценты стали бы более мобильными и охотно меняли место работы, предпочитая те регионы, где они могут с большей отдачей использовать свои знания и опыт. Этого требует реальный сектор экономики, освоение новых районов, богатых природными ископаемыми.

О нынешнем невысоком творческом потенциале высшей школы говорит и то, что на долю российских вузов приходится лишь 5 процентов затрат, предназначенных на науку, а в странах Европейского союза - 21 процент. Это уже не разрыв, а пропасть между наукой и образованием.

Выпускник-2010

Анализируя сегодняшнее состояние профессионального образования, социологи предсказывают, что в 2010 году вузы поставят на рынок труда 1,9 миллиона дипломников, средние специальные учебные заведения - 290 тысяч, производственно-технические училища - 380 тысяч рабочих. И что же новоиспеченные специалисты обнаружат? Многих ждет разочарование. Почти каждый второй выпускник вуза окажется там лишним. То есть радикальной профессиональной переориентации не произойдет. Зато у молодых специалистов со средним профессиональным образованием будет широкий выбор: три места на одно предложение. Вдвое увеличится спрос на молодые рабочие кадры. Понятно, что на одни профессии в одних регионах потребность в специалистах будет больше средней величины, в других - меньше. И тут многое зависит от самих учебных заведений, смогут ли они вовремя сориентировать свои программы и специализацию в зависимости от экономических и социальных запросов на своих территориях. В этом процессе должны активно участвовать местные органы исполнительной власти и, конечно, бизнес.

Кстати, а как сами предприниматели участвуют в изменении существующей образовательной системы? При опросах примерно 70 процентов работодателей отметили, что за последние два года их работники в той или иной форме повышали свою квалификацию. Это у себя, на рабочих местах и на собственных курсах. Наиболее распространено дополнительное обучение также на отраслевых курсах или в компаниях-партнерах. Гораздо реже работодатели обращаются к услугам учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования. Объясняется это прежде всего стремлением сэкономить на кадрах. В целом объем средств предприятий, направленных в прошлом году в систему образования, составляет 16 миллиардов рублей, или 1 процент совокупных расходов на эту сферу. При таких вложениях систему профессионального образования не переориентировать.

Работодателям должно быть выгодно направлять часть своих средств на финансирование программ обучения в ПТУ и техникумах своих будущих работников. Хорошее базовое образование - главное для специалиста, а повышение квалификации на рабочем месте - лишь дополнение к нему. Так что привлечение средств работодателей, по убеждению участников конференции, "должно быть одной из главных целей региональной образовательной политики".

В системе профессионального образования, особенно в регионах, конечно, отдают себе отчет в потребностях местных заводов, фабрик, транспортных и строительных предприятий. Сейчас 57 процентов вузов имеют программы послевузовского образования и реализуют их, набирая дипломированных специалистов на курсы повышения квалификации. Еще 12 процентов вузов планируют ввести такие программы, идя навстречу запросам реальной экономики. Программы повышения квалификации начинают реализовывать и средние специальные учебные заведения. При вливании дополнительных средств они могут расширять это направление. Словом, формируется широкое поле для совместной деятельности учебных заведений с предпринимателями и местными органами власти, где легче находить денежные и материальные средства и эффективно использовать их.