Что будет актуально завтра?

Вы здесь

27 Июл 2006 - 04:00

Этот вопрос задают и карьеристы, поступающие в бизнес-школы, и руководители этих самых школ, потому что последним необходимо развивать свои заведения. Во что вкладывать средства и силы? Когда этот вопрос мы задали нескольким представителям английских и американских школ на весенней ярмарке МВА, они уклончиво ответили: мол, "делайте ставку на general management, потому что универсальное и общее образование будет актуально всегда". Берите оптом, не промахнетесь.

А в кулуарах крупных фирм карьеристы уже шушукаются, что при продвижении и приеме на работу имеют преимущество те, кто вовремя получил самое свежее специализированное образование, наиболее подходящее под специфические задачи фирмы. Все больше работодатели спрашивают, а что конкретно изучал выпускник бизнес-школы, имеет ли он, например, представление о руководстве производством. Пора прояснить обстановку. Для этого мы организовали виртуальный круглый стол и напрямик задали наш сакраментальный вопрос (см. заголовок) представителям ведущих российских бизнес-школ и филиалов западных учебных заведений

  • Алексей Ончуков, Высшая школа международного бизнеса АНХ при Правительстве РФ

  • Если речь идет о компактных (5-8 месяцев) программах, адресованных наемным работникам, то, думаю, будущее все же за узкоспециализированными формами подготовки. Тогда специалист, уже поработавший в определенной сфере и имеющий конкретный опыт, да еще и подкрепивший этот опыт соответствующим профильным обучением, будет иметь дополнительные преимущества при выборе новой работы.

    Если же говорить о крупноформатном дополнительном образовании людей, которые уже сейчас достигли определенного профессионального и социального уровня, - руководителей и тех, кто имеет реальные шансы в близком будущем стать руководителем, - то здесь наиболее ценным образовательным продуктом являются программы МВА.

    Интерес к специализированным отраслевым бизнес-программам будет расти и уже растет, хотя и не бурно. В каких отраслях? "Менеджмент" - тоже отрасль. И при правильном построении программы он абсолютная конкретика (а не "общие рассуждения", как может показаться). А что касается других отраслей, то уже и прогнозировать не надо - на этот вопрос рынок дал ответ: ВШМБ запускает компактную программу "Эффективный торговый менеджер" и МВА со специализацией по торговле и сфере услуг, МИРБИС - открывает специализированную МВА по строительству, МЭСИ - по управлению спортом. Бизнес-обучение уже востребовано специалистами производственной сферы. И популярность таких программ будет потихонечку повышаться".

  • Наталия Цыганова, Стокгольмская школа экономики (Санкт-Петербург)

  • На мой взгляд, все больше будут востребованы программы дополнительного образования. Почему? Потому что знания устаревают со все большей скоростью. Это означает, что когда выпускник университета выходит в бизнес, некоторые его знания уже не котируются. Что тогда? Он начинает учиться опять.

    Будущее принадлежит концепции "образования без конца" (или "пожизненно"). Это единственный способ быть в форме всегда. Важно, чтобы эта концепция пропагандировалась с самой школьной скамьи, потому что тогда вырабатывается правильное отношение к образованию как таковому, где бы и чему бы человек ни учился. Специализированные программы будут востребованы в большинстве отраслей. Спрос на них есть и сейчас, и будет расти и дальше. Безусловно, будет повышаться и популярность "производственных" бизнес-программ.

  • Доктор Рени Лекач, Московский университет Туро

  • На наш взгляд, в ближайшем будущем возникнет нехватка специалистов - выпускников программы "Управление информационными системами". После теракта 11 сентября в Нью-Йорке мир изменился, и возникли новые, не существовавшие до сегодняшнего дня проблемы. Терроризм и как с ним бороться - основная тема, волнующая сегодня весь мир.

    На примере Америки мы обнаружили свою неподготовленность и незащищенность от террора. В связи с этим уже сегодня, а не завтра нам понадобятся специалисты в области управления экстремальными ситуациями в условиях катастроф и терроризма. В этом году наш университет открыл программу, которая так и называется - Master of Health Science in Emergency and Disaster Management (магистр медицины, управление в чрезвычайных и катастрофических ситуациях). Эта программа уже работает в США и аккредитована. В ней в качестве преподавателей задействованы лучшие специалисты из США, Англии, Израиля и России.

    В России в плачевном состоянии находится сектор здравоохранения. Особенно область управления. Поэтому нам кажется, что именно программа магистратуры в области управления социальным здравоохранением и будет востребована в ближайшем будущем, но, конечно же, пока существует бизнес, любая программа MBA, будь то "Банки и финансы", "Маркетинг", "Менеджмент" и т.д., будет существовать и процветать, а у выпускников этих программ в ближайшие 25 лет не будет болеть голова о трудоустройстве.

  • Елена Эллингтон, Московская международная высшая школа бизнеса "МИРБИС"

  • На наш взгляд, востребованными будут выпускники программы МВА, так как это программа подготовки профессионального менеджера (управленца). Она дает не только и не столько знания, сколько позволяет выработать навыки управления уже в процессе обучения. Выпускник программы МВА выходит на новый уровень ответственного принятия решений и управления бизнесом. Степень МВА дает возможность карьерного роста, способствует лучшему позиционированию специалиста в компании.

    Если в этот момент компания стремится к развитию и готова к переменам, то полученные знания пригодятся не только самому специалисту, но и всей структуре. Специализированные программы позволяют кроме серьезного изучения менеджмента глубоко освоить ту или иную функциональную область управления: маркетинг, финансы или отраслевую специфику - управление промышленным производством или гостеприимством (то есть гостиничным, ресторанным, туристическим или клубным бизнесом).

    Задача бизнес-школы спрогнозировать потребность в специалистах развивающейся отрасли, разработать программу обучения и вовремя предложить ее рынку. Например, в "МИРБИСе" открылась новая программа МВА со специализацией "Менеджмент в строительстве". Также, анализируя изменения на рынке бизнес-образования, отметим переход российских бизнес-школ от общих к специализированным программам МВА, чего так давно требовал рынок. В последние годы в России наметился подъем промышленного производства. Будет расти и конкуренция. И именно в этот момент руководителям необходимо задуматься о профессиональных, грамотных управленцах в этой области".

  • Виктор Орехов, Международный институт менеджмента ЛИНК

  • Не очень корректно говорить о востребованности специалистов, как о результате изучения определенных программ. Такой спрос скорее характерен для рынка с острым дефицитом некоторых специалистов. На следующем этапе развития этого рынка (и он уже практически наступил) будут востребованы специалисты, которые смогут дополнить свой практический опыт образовательными программами, повышающими их уникальные способности, делающими гармоничным их квалификационный профиль. И только в достаточно отдаленном будущем мы дойдем до такой ситуации, когда станет актуальным спрос на специалистов, которые будут выходить из бизнес-школ "в полной комплектации", как в США. Если говорить о явных тенденциях, то спрос на экономистов и финансистов не самой высшей квалификации будет падать - здесь уже наблюдается перепроизводство. Будет расти спрос на general managers, специалистов в области маркетинга и информационного менеджмента. А от самих программ будет требоваться более четкое определение: какой квалификацией обладает специалист, окончивший ее. Пока большинство бизнес-образовательных программ напоминает "черный ящик", оклеенный рекламными картинками.

    Безусловно, будут востребованы отраслевые бизнес-программы - это наша российская традиция. Прежде всего, их выпускники будут пользоваться спросом в государственных организациях и, следовательно, в отраслях, тяготеющих к такой форме собственности. Пока большинство фирм тратит деньги на обучение управленцев высшего и среднего звена и функциональных менеджеров (финансистов, маркетологов, менеджеров по продажам). В большинстве своем это - работники офисов. С другой стороны, наблюдается резкий рост спроса на бизнес-образование в таких производящих отраслях, как машиностроение, строительство и т. д."
    Источник: Мария Степаненко, Леонид Ромашкин