Посвящается 60 - летию создания первого фильма в неореализме

Вы здесь

25 Июл 2006 - 04:00

Прошло 60 лет, как Роберто Росселлини снял первую неореалистическую ленту, привлекшую внимание международной аудитории “Рим - открытый город”(“Roma: Citte Aperta “1945). Можно было бы считать это направление полностью изученным, если бы не возникали споры о том, умер ли неореализм в самом деле. В фильме “Сладкая жизнь” Феллини в 1960 году высмеял самую постановку проблемы: там журналисты пристают со своими шаблонными вопросами к американской кинозвезде, и, между прочим, спрашивают: Как вы считаете, итальянский неореализм умер? Неореализм отражал факты и события, максимально к ним приближенные. Кинокамера предстает в фильмах своего рода невидимым персонажем, который свободно бродит с места на место, фиксируя в каждом эпизоде мельчайшие детали (кстати, этот метод широко используют некоторые современные режиссеры, например, Ларс фон Триер). Чаще всего режиссер строил фильм на основе какого-нибудь истинного происшествия. Нередко фильм снимался без разработанного сценария, по ходу менялись диалоги. Известный итальянский кинодраматург Чезаре Дзаваттини (также являющийся сценаристом второго по важности неореалистического фильма Похитители велосипедов Ladri di biciclette, 1948 года снятым Витторио Де Сика), призывал режиссеров не увлекаться мелодраматичными сюжетами, а сконцентрировать свои усилия на изображении реальных драм, каждодневно разыгрывающихся в жизни обычных людей. Он всячески поощрял привлечение на главные роли непрофессиональных актеров, а также съемки на улицах и в домах простых рабочих. Наконец, для воссоздания в картине правдивой атмосферы нищеты и безысходности он предлагал снимать при естественном освещении, ибо студийное освещение искусственно облагораживало как актеров, так и декорации. Неореализм – произвёл подлинную революция в итальянском киноискусстве. Кино вышло из павильонов на улицы (этому способствовало и то обстоятельство, что римская киностудия «Чинечитта» была разбомблена при освобождении Италии). На экраны Италии хлынула настоящая жизнь. Впервые трудящиеся массы узнавали в киногероях себя, в их проблемах – свои проблемы, увидели страшную правду: голод, безработицу, нищету, а вместо рекламных италийских пейзажей – трущобы бедняцких кварталов. Неореализм произвёл революцию не только в тематике и поэтике итальянских картин, но и в манере актёрской игры. С этого времени ведёт свою историю и современная школа киноактёра, отличающаяся естественной и эмоциональной манерой исполнения. Мировую славу по праву заслужило искусство А.Маньяни (1908-1973). Неореализм как единое направление просуществовал сравнительно недолго: уже к концу 1940-х его фильмы начали вытесняться стандартной коммерческой продукцией (снимаемой, в том числе, и некоторыми режиссерами-неореалистами). В 1949 году был принят закон, препятствовавший выходу на экраны подобных лент, как представляющих страну с неприглядной стороны, открывающих зрителям нищую послевоенную Италию. В итоге неореализм процветал в Италии всего несколько лет, однако, за это время успел продемонстрировать всему мировому кинематографу что и с минимальными затратами можно снимать незаурядные картины, используя для этого колоритные местные сюжеты, характеры и натуру (что весьма способствовало развитию кино, например, во Франции конца 1950-х или в Индии, где Сатьяджит Рей в сходных полулюбительских условиях снял свою трилогию об Апу). Роль этого течения в истории кино крайне велика: во-первых, именно с него началось возрождение киноискусства. Во-вторых, из него вышли практически все крупные режиссеры итальянского (и не только) кино 1950–1960-х. Можно отметить ранние картины Ингмара Бергмана, также использовавшего метод неореализма для показа трудностей, с которыми сталкиваются молодые влюбленные в его стране после второй мировой войны. Однако самыми главными продолжателями неореалистического дела надо считать иранских кинематографистов. «Дети рая» и «Цвет Бога» Маджида Маджиди, большинство работ Аббаса Кияростами и Мохсена Махмальбафа, не говоря уже о произведениях менее значительных постановщиков из Ирана... В стране, где правит духовная власть невозможно развитие светского кино. Поэтому именно в лентах иранских режиссеров мы видим, как метод неореализма может быть использован на совершенно иной национальной почве.