Технология страха

Вы здесь

24 Июл 2006 - 04:00

Котенок Гав бегал во время грозы на чердак чтобы побояться. Человек, как не странно тоже не прочь побояться. Не прочь испытать это чувство - чувство страха, но при этом он хочет гарантированно не подвергать себя опасности. Испытать страх, переживание или сострадание (тоже вполне естественное для человека чувство) человеку помогает "важнейшее из искусств" - кино. Множество жанров кино удовлетворяют потребность человека в тех или иных эмоциях, но чувство страха - только несколько из них. Что же посмотреть любителям побояться? Первое что приходит в голову - "ужасняк". Но это слишком примитивно. Да простят меня поклонники "ужастиков" (ласково-то как), но редкий фильм ужасов в чистом виде является чем-то стоящим. К бесконечным толпам мертвецов, вампиров, вурдалаков и прочей убивающей и пожирающей нечисти быстро привыкаешь и душа просит чего-то еще. Триллер - дает это "что-то еще". В триллере не только бегают, ставшие уже родными, маньяки; не только, как правило, детективный сюжет, но и, чаще всего, сексуальная подоплека и страх перед неизвестной неожиданностью. На экране постоянно что-то происходит. Откуда исходит зло? Откуда ждать следующего удара? Ой! Вот очередное действие! Но опять не ясно что к чему... Весь фильм зритель находится под прессингом. А если маньяка покажут сразу, то зрителю вообще остается только тягаться со сценаристом, предугадывая следущий шаг злодея. Но высшего пилотажа (на сегодняшний день) в технологии страха достиг англо-американский кинорежиссер Алфред ХИЧКОК (1899-1980). Это он ввел понятие САСПЕНС и создал замечательные кинопроизведения этого нового для кино жанра. Его фильмы вызывают целый букет эмоций. Эти эмоции находятся в "блюде" великого "кулинара" в идеальных пропорциях. Он не создал принципиально нового жанра, но сумел смешать уже существующие так, что получилось нечто новое. В его фильмах "растворены" и детектив, и "ужасняк", и триллер, и, что добавляет особой пикантности, черный юмор. Хичкок создал то, чего не хватает современному кинематографу до сих пор. В современных фильмах не хватает психологических полутонов. Действие в сегодняшних фильмах увлекает за собой как бурная река и не дает одуматься. Действие, действие, действие... Хичкока же смотришь молча. Ожидание и напряжение не такое навязчивое. Оно окутывает зрителя постепенно как туман окутывает кладбище в "стандартных" фильмах ужасов. А развязка снимает накопившееся напряжение и любопытство совершенно неожиданым концом. Чем-то похоже на хороший иллюзионный номер. Хичкок как бы играет со зрителями. Его ирония особенно проявилась в Хичкоковских "предисловиях" и "послесловиях" к каждому фильму в цикле "Альфред Хичкок представляет", который был показан на канале REN-TV. Символично, что именно на этом канале сняли цикл из 16 фильмов (будем надеяться - пока) именно в жанре саспенс. Этот цикл под подходящим названием "Черная комната" с 22 сентября начал выходить на REN-TV, а в октябре будет идти и на ОРТ. Да здравствует российский саспенс! Но больше всего порадовало не то, что в этих фильмах играют классные многими любимые актеры, а то, что фильмы действительно интересные. Мне посчастливилось увидеть их до выхода на экраны телевизоров и я не смог удержаться от соблазана пересказать их всем родственникам и знакомым с неприменным пожеланием: "Посмотрите обязательно!" Чего собственно и вам желаю!